Премией Тёрнера награждена группа активистов из Северной Ирландии — The Art Newspaper Russia
Жюри Премии Тёрнера ясно выразило свое мнение: искусство отдельной личности ушло в прошлое, настоящее — это искусство коллектива. Премия Тёрнера когда-то считалась венцом художественной карьеры, это была главная награда для целого поколения британцев, которые благодаря ей получили мировую известность (в 1995 году ею был награжден Дэмиен Хёрст, в 1999-м — Стив Маккуин, сегодня, возможно, самый знаменитый британский режиссер, и многие другие).
Нынешняя выставка номинантов свидетельствует о меняющейся роли Премии Тёрнера, а быть может, и роли искусства в целом, в современной Британии. «Сохраняют ли музеи и галереи свое традиционное место? — спрашивает выставка. — Или нам следует заглянуть глубже?»
Решение наградить активистов вызвало предсказуемые дебаты по поводу культурных различий. Одни критики считают, что оно отражает гегемонию современной либеральной политики. Активистское искусство такого типа, настаивают они, одномерно, буквально и лишено нюансов. Оно подтверждает бесспорные истины: что все плохо и должно быть лучше и все мы должны делать больше для достижения этого; что надо встречаться и выслушивать друг друга приветливо и терпимо; что интенсивное земледелие — это плохо; что уязвимые и маргинализованные люди должны быть признаны соответствующим образом. Все это очевидно, но из этого не сделаешь захватывающего шоу.
Для других меняющаяся Премия Тёрнера отражает ее собственную банальность: что многие произведения современного искусства имеют очень мало общего с настоящим моментом; что большая часть наших современников по-прежнему работает с идеями и направлениями, придуманными их предшественниками, гораздо более талантливыми художниками, за прошедшее столетие; что изобразительное искусство стало настолько коммерциализированным, ориентированным на рынок, настолько слившимся с богатством и элитой, что почти утратило свое предназначение, за исключением декоративности.
Те, кто приветствует решение жюри, считают, что его выбор способствует новому видению искусства, возникающему под давлением времени; что тип децентрализованной формы работы, которая полезна, утилитарна и утопична, отделена от самоанализа и эго, способен помочь нам не просто увидеть, но и преодолеть проблемы, с которыми мы сталкиваемся.
Первоначальная концепция Премии Тёрнера состояла в том, чтобы отметить наградой отдельного художника, родившегося, живущего или работающего в Великобритании, за выдающуюся выставку в любой точке мира. Этот подход начал меняться в 2015 году: лауреатом тогда стал лондонский коллектив Assembly. Процесс изменений ускорился в последние два года, когда ни одной награды не было присуждено художникам-одиночкам. В 2019 году четверо финалистов подняли нечто вроде бунта, объявив на церемонии награждения, что предпочли бы, чтобы премия была поделена между ними поровну, и так и случилось. В 2020-м пандемия побудила группу музеев Тейт, учредителя премии, отменить церемонию и не называть победителя, а вместо этого поровну распределить £100 тыс. между десятью художниками.
И вот сейчас победители объявлены, но споры вокруг них не затихают: нужно ли все это вообще выставлять в музее или же оно должно остаться в тех сообществах, к которым эти художники принадлежат?