Петров-Водкин и Кончаловский у Sotheby’s, Серов у Bonhams — The Art Newspaper Russia
Впервые за два года Sotheby’s привез в Москву два десятка произведений русских художников, которые через месяц будут проданы во время лондонской недели русского искусства. Выставка топ-лотов проходит в «Руине» Государственного музея архитектуры имени Щусева, как и два года назад, осенью 2019-го. Как обычно, экспозиция охватывает все разнообразие русского искусства — недостает разве что полотен Ивана Айвазовского, которые в любые времена обеспечивают аукционному дому стабильные продажи. За «салонный» XIX век отвечают «Одалиска» Константина Маковского (эстимейт £80–120 тыс.) и «Подружки» Алексея Харламова. Классическую школу русской пейзажной живописи (правда, вид — швейцарский) на этот раз представляет «Зимний вечер. Энгадин» Ивана Шульце. Из замечательной плеяды русских живописцев рубежа XIX–ХХ веков есть Константин Коровин («Французский приморский город летом», £150–220 тыс.), Николай Рерих («Палаты во дворце Садко», £40–60 тыс.), Юрий Анненков и Сергей Судейкин (все представлены работами эмигрантского периода), а также более авангардные Наталия Гончарова («Натюрморт с подсолнухами», £180–250 тыс.) и Кузьма Петров-Водкин. Кроме того, на выставке показывают избранные произведения нонконформистов из коллекции послевоенного советского искусства, это одно из самых внушительных частных собраний такого рода за пределами России. Можно увидеть работы Эрика Булатова («Городская картина», £150–200 тыс.), Ивана Чуйкова (триптих «Окна» 1982 года, £60–80 тыс.), Владимира Вейсберга, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана («Корабль плывет», £50–70 тыс.). Коллекция будет распродана на отдельных торгах 1 декабря.
Самая дорогая из привезенных работ (видимо, и на аукционе русской живописи, который состоится 30 ноября в Лондоне) — «Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина 1912 года: его предварительная оценка составила £2,5–3,5 млн. По версии специалистов аукционного дома, это первый из известных натюрмортов, в котором можно проследить элементы сферической перспективы, которая впоследствии станет визитной карточкой художника. Столешница круглого столика слегка опрокинута влево, яблоки практически левитируют над столешницей, уже под другим углом изображен карандашный рисунок головы коня на втором плане. Впоследствии намеченные в «Яблоках» идеи найдут воплощение в знаменитых натюрмортах Петрова-Водкина конца 1910-х и 1920-х годов. Прежде всего это «Утренний натюрморт», «Селедка» и «Яблоки» из Русского музея, но также и «Натюрморт с сиренью» 1928 года, проданный на аукционе русского искусства Christie’s в июне 2019 года за £9,3 млн (пока что это рекорд цены для автора). Среди других сильных сторон натюрморта Петрова-Водкина, представленного Sotheby’s, — хороший провенанс (с середины 1960-х в собрании советского скульптора и ученика Петрова-Водкина Бориса Каплянского), известные обстоятельства создания и выставочная история вещи (Балтийская выставка в Мальмё 1914 года, выставки в Москве в 1966-м и Ленинграде в 1969-м). Натюрморт написан летом 1912 года, когда художник с женой гостил в имении генерала Петра Грекова в Саратовской губернии, там же были выполнены эскизы, этюды и первый вариант знаменитого «Купания красного коня».