Парадоксы арт-рынка в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS: рынок растет, а галереи закрываются — The Art Newspaper Russia
Ярмарка Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS выпустила ежегодный отчет об арт-рынке под названием The Art Market 2018. Его автор аналитик рынка Клэр Макэндрю ранее готовила аналогичные отчеты для ярмарки TEFAF в Маастрихте. Анализировать традиционно непрозрачный рынок — задача нелегкая. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер в предисловии к отчету, «истинная прозрачность по своей сути недостижима».
Согласно данным, собранным Макэндрю, после двух лет падения рынок искусства в 2017 году вырос на 12% до $63,7 млрд. Рост вызван несколькими сенсационными сделками в верхнем сегменте рынка, главной из которых стала продажа «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на Christie’s за $450 млн.
Если брать в расчет только аукционы, рост на них наблюдался лишь в отношении работ, проданных за более чем $1 млн. Этот сегмент, на который приходится всего 1% транзакций, принес 64% от общей суммы продаж. У галерей с годовым оборотом выше $50 млн продажи выросли на 10%. При этом галереи с оборотом ниже $0,5 млн в год переживают не лучшие времена: их выручка упала на 4%.
«Рынок становится все более поляризованным, что соответствует общим тенденциям в мировой экономике. Эта тенденция заметна с 2009 года, — говорит Макэндрю. — Дело не только в том, что у лидеров галерейного бизнеса дела идут отлично. Многие владельцы галерей среднего звена жалуются на то, что крупные игроки вступают на их территорию и уводят у них художников».
Для предотвращения подобных ситуаций применяются самые разные меры: более строгие контракты между художниками и галереями, «вертикальное сотрудничество» между галереями разных размеров, а также совместные проекты, в которых участвуют представители разных секторов рынка — аукционные дома и дилеры.
Макэндрю также указывает на онлайн-сектор как возможный для игроков среднего уровня путь выхода из сложившегося положения. Здесь продажи выросли на 10% за счет аукционных домов с доходами ниже $250 тыс. Она признает, что продажи искусства в Интернете отстают от других видов товаров: дилеры сообщают об их снижении на 2%. Однако отмечает, что онлайн-сектор может предложить «доступ к новым покупателям на разных уровнях — тем, кто не входит в 1% сверхбогатых коллекционеров». Автор отчета оценивает онлайн-рынок в $5,4 млрд.
Новая глава, посвященная художественным ярмаркам и выставкам, отражает заметный сдвиг на арт-рынке в последние годы. «Рост значения арт-ярмарок и эволюция рынка, ориентированного на события, были самой важной тенденцией для дилеров за последние два десятилетия», — пишет Макэндрю. В прошлом году на ярмарках было продано искусства на $15,5 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее.
В то же время галеристы сообщают о том, что цена участия в ярмарках слишком высока для них. Стоимость регулярного присутствия на ярмарках сравнима с расходами на содержание еще одной галереи — то же самое касается доходов от них. Между тем галерейные продажи «устойчиво снижаются» по сравнению с продажами на арт-ярмарках и в Интернете в течение последних 20 лет, отмечается в отчете. При этом галерей в мире открывается все меньше. В период с 2007 по 2017 год число открытий сократилось на 87%.
Цифры галерейных продаж, которые составляют 53% от общего объема рынка, по сути, невозможно проверить, что является самым уязвимым местом отчета. Макэндрю полагается на анкету, отправленную примерно 6,5 тыс. дилерам. Но на ее вопросы согласилось ответить лишь 14% из них, по сравнению с 17% в прошлом году. Показатель по-прежнему «средний для онлайн-опроса», подчеркивает аналитик.