Новое московское метро: между «дворцовостью» и минимализмом — The Art Newspaper Russia
Большая кольцевая линия — это и самая масштабная стройка столичного метро (70 км, 31 станция, примерно две трети из которых уже работают), и важный символический проект, ведь на протяжении столетий структуру города во многом определяют именно кольца: Бульварное, Садовое, Третье, в этом же ряду Кольцевая линия метро, построенная в 1950-е годы — не только важный транспортный объект, но, по сути, первый памятник победе в Великой Отечественной войне.
Проектирование Большой кольцевой линии ведется как уцелевшими крупными проектными институтами, которые десятилетиями строили метро в разных городах Советского Союза, так и известными бюро, попавшими в эту сферу благодаря архитектурным конкурсам.
При разности подходов, стилистических решений и приемов они пытаются дать собственный ответ на вопрос, что же такое современная станция московского метро. С одной стороны, конечно, это станция, построенная здесь и сейчас. С другой стороны, у московского метро есть свои важные, определяющие его суть традиции.
Часто под традицией понимают некую «дворцовость», репрезентативность: применение натуральных отделочных материалов, прежде всего мрамора и гранита, художественное оформление. Это собирательный образ метро, сформировавшийся в 1930–1950-е годы. Соответственно, при таком подходе единственно верным путем оказывается историзм. Но есть и другой подход: с самой первой линии, открытой в 1935 году, для московского метро характерно создание индивидуальных, узнаваемых пространств, при этом их идеологическое наполнение, стилистическое решение может меняться. Соответственно, решения, которые появляются в современном московском метро, и в особенности на БКЛ — от создания «модных» пространств до сложной игры со смыслами, — складываются в одну непрерывную линию архитектуры.
Станции с «вау-эффектом»
На одном полюсе находятся станции, облик которых формируется на стыке интерьерного дизайна, общественных пространств и паблик-арта. Чаще всего это станции самой распространенной конструкции — колонные, где решения во многом предсказуемы. Поэтому задача проектировщиков — найти нестандартные ходы, приемы, материалы, сделать станцию как минимум не похожей на остальные, как максимум — станцией с «вау‑эффектом», предельно «инстаграмной» и запоминающейся.