Дмитрий Озерков: «Музей — извечный компромисс между противоположными задачами» — The Art Newspaper Russia
В связи с цифровым двойником музея и цифровыми копиями его экспонатов возникает и целый комплекс противоречий в современном законодательстве. Значит ли это, что придется разрабатывать новую систему законов, регулирующих виртуальный музей?
Да, об этом уже давно говорят, и сейчас целый ряд положений находится в разработке в разных странах. Это касается и формата NFT — вопрос фиксации авторства и получения роялти. С появлением блокчейна исчезает необходимость в реальных юристах, исчезнет нотариус, и появится программист с расширенными функциями. Он создает смарт-контракт, согласно которому человек может приобрести произведение, заплатив определенную сумму. Все права прописаны в договоре. Ты соглашаешься на них в один клик и не можешь изменить.
С вашей точки зрения, концепция открытости и доступности не противоречит требованиям показа и хранения? Изменятся ли требования?
Музей — это, по сути, оксюморон. Ты должен и хранить, и показывать, а, чем больше ты показываешь, тем меньше хранишь. И наоборот. Музей — извечный компромисс между противоположными задачами. Цифровизация только способствует сохранению: мы не достаем лишний раз реальную вещь, мы показываем ее цифровую копию. Не вижу в этом проблемы.
Если бы вам дали возможность сделать свой музей будущего, что бы вы сделали?
Построил бы большое круглое или сферическое пространство, в центр которого вставал бы зритель и, подняв руки вверх, напитывался бы всеми знаниями и эмоциями мира, поступающими через все чувства. Из музея он уходил бы не таким, как прежде.