Между ценой и ценностью не осталось ничего общего? — The Art Newspaper Russia
Но теперь музейных кураторов и историков искусства волнуют главным образом более современные проблемы колониализма, расы, гендера и идентичности. Когда Премию Тёрнера этого года присудили Array Collective из Северной Ирландии, Джонатан Джонс написал в The Guardian о его целомудренном, проповедующем разнообразие безалкогольном баре-инсталляции: «В этом году премия поместила художественные достоинства на довольно низкую строчку в рейтинге своих „ценностей“».
Теперь роль главного судьи в вопросах художественного достоинства досталась рынку. А он очень непостоянен. По данным Artprice, по состоянию на конец ноября минувшего года мировые аукционные продажи художников, родившихся после 1985 года, достигли $158 млн, что на 452% больше, чем в предыдущем году.
«На данный момент стало практически невозможно выделить объективные факторы, обусловливающие ценообразование на произведения молодых художников, помимо разве что спроса на новые имена», — говорит Жан Минге, возглавляющий отдел эконометрики Artprice. В качестве примера такого не поддающегося объяснению объективными причинами ценообразования Минге приводит ставку в размере $2,9 млн, сделанную на дневных торгах Sotheby’s в минувшем октябре на скульптуру в смешанной технике Nice to meet you, I’m Mr. MiSUNDERSTOOD («Приятно познакомиться, я мистер НеПОНЯТЫЙ», 2021) и связанный с ней NFT от 18-летнего сиэттлского художника FEWOCiOUS.
«Эта ситуация свидетельствует о разрыве с прошлым, — говорит Минге. — Хотя резкий рост цен случался и раньше, обычно карьера художника развивалась поступательно, и цены на его работы коррелировали с количеством таких легитимизирующих событий, как музейные выставки, статьи и книги, премии и так далее».
В случае FEWOCiOUS решающую роль сыграли связанный NFT и возможность заплатить криптовалютой.
В начале декабря стандарт токенов ERC-721 блокчейна Ethereum занял верхнюю строчку в рейтинге 100 самых влиятельных людей в мире искусства от ArtReview. А по данным отчета Hiscox за 2021 год, за первые три квартала года NFT-криптоискусства и объектов коллекционирования было продано на $3,5 млрд.
Такие случаи, как недавняя предположительно фиктивная продажа CryptoPunks за неправдоподобные $500 млн и хаос, разразившийся после неудачной попытки группы криптоинвесторов ConstitutionDAO приобрести на аукционе редкий оригинальный экземпляр Конституции США, который в итоге ушел за $43,2 млн, в очередной раз показали, что криптосфера по-прежнему остается Диким Западом на рынке искусства и объектов коллекционирования.
Золотая лихорадка
Но и аналоговый мир не желает упускать потенциальную выгоду. В число онлайн-платформ для продажи NFT, созданных в последнее время традиционными офлайн-игроками рынка, входят Metaverse от Sotheby’s и Institut от галереи Unit London. А Лоик Гузер, стоящий за продажей «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450,3 млн в 2017 году, запустил Particle — схему распродажи права собственности на картину Бэнкси, приобретенную в мае на торгах по и так уже высокой цене в $12,9 млн, на 10 тыс. NFT-долей на общую сумму приблизительно в $15 млн.
Скептикам-луддитам, знакомым с устройством финансовых пузырей, все это, вероятно, напомнит сатиру 1721 года, посвященную краху «Компании Южных морей», на которой Уильям Хогарт изобразил обезумевшую толпу, пытающуюся взобраться на карусель.