Криптокартины, ковид-браслеты и Канье Уэст, — все это Art Basel, детка! — Deutsche Welle
На проходящей в эти дни ярмарке Art Basel представлены 270 галерей современного искусства и работы более 4000 художников из разных стран. С 24 по 26 сентября широкая публика может не только увидеть актуальные арт-объекты, но и поучаствовать в новом «гибридном» формате ярмарки.
«Гибридная» выставка: что это?
Art Basel в этом году проходит сразу в двух форматах: классическом и цифровом. Благодаря онлайн-презентациям, трансляциям в соцсетях и виртуальным турам прикоснуться к прекрасному может зритель из любой точки земного шара. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер (Marc Spiegler): «Важно снова провести нашу выставку в классическом формате, опираясь одновременно и на цифровые инновации прошлого года, чтобы привлечь как можно больше зрителей со всего мира».
На Art Basel также внедряют новые модели и подходы к участию. Например, совместные и виртуальные стенды, предоставляющие возможность участникам, которые не могут присутствовать физически в Базеле, показать свою собственную небольшую выставку.
Ковид-браслеты вместо ковид-сертификатов
Настоящим новаторством стала ковид-концепция Art Basel, которой предусматривается ношение браслетов разных цветов. Экспоненты, сотрудники и те посетители, которые будут находиться на ярмарке всю неделю, обязаны носить специальный браслет черного цвета, который они получат после подтверждения вакцинации допущенной в Евросоюзе и Швейцарии вакциной. При отсутствии такого сертификата на территории экспоцентра можно сделать тест. Ношение браслета также позволит его владельцу посещать рестораны, музеи, бары и отели Базеля в течение всей арт-недели.
Цветной же браслет предназначен для тех посетителей, которые подтвердили вакцинацию или сделали тест, но проведут на выставке только один день. Впервые создан прецедент, когда ковид-сертификат (пусть и на ограниченное время) фактически заменяется другим объектом — браслетом.
Криптокартина за криптовалюту
Цифровые технологии заставляют галеристов спорить о том, каким мир арт-ярмарок будет завтра. В Базеле стараются совмещать настоящее и будущее, но после пандемии сторонников полного погружения в виртуальный арт-мир становится все больше. Экспоненты отмечают, что в этот раз среди посетителей много молодежи, и именно миллениалы становятся их основными покупателями.
В Базеле активно представлены галереи, продающие цифровые работы в формате криптоарта NFT (non-fungible token / невзаимозаменямый токен). По информации Artnet, в день открытия работа художницы Олив Аллен (Olive Allen) в формате NFT «После смерти, или Нулевой адрес» / «Post-death or The Null Address» была продана за восемь криптовалютных единиц ethereum / эфириум, что равно 25 тысячам евро.
Галеристы признаются, что сложности с оплатой криптоарта возникают часто, ведь немногие коллекционеры доверяют криптовалюте, и потому расчеты иногда проходят по старинке: в долларах или евро.
Очевидно, что пандемия сделала арт-мир более технологичным, виртуальным и … неосязаемым. От абстракции на холсте художники незаметно перешли к файлам на сервере, а об искусстве мы все чаще слышим из разделов «наука» или «финансы».
Кто и что покупает в Базеле?
Фактически выставка работает с понедельника, 20 сентября. Однако первые дни – это исключительно закрытые показы для представителей музеев, крупных коллекционеров и знаменитых гостей из мира звезд. Так, постоянными посетителями (и покупателями) современного искусства в Базеле считаются актер Брэд Питт и рэпер Канье Уэст.
В прессе уже обсуждаются рекордные сделки: за 6,5 миллионов долларов было продана абстракция «Поэт» / «The Poet» американского художника из семьи одесских эмигрантов Филиппа Густона (Philip Guston). Однако многие предпочитают не разглашать стоимость приобретений: так, по информации швейцарского издания Blick, франкфурский художественный музей Städel приобрел работу «Влюбленная девушка с раной»/»Girl in Love with a Wound» румынского художника Виктора Мана (Victor Man) у галереи Neu из Берлина по неизвестной цене.
Смотрите также: