Конец Московской биеннале? — The Art Newspaper Russia
Седьмая по счету биеннале прошла в Третьяковской галерее с сентября 2017-го по январь 2018-го. Она собрала 52 участника, куратором экспозиции «Заоблачные леса» стала Юко Хасегава, арт-директор Музея современного искусства в Токио. Никаких отдельных программ, приглашенных звезд у биеннале не было, каталог подготовили, но не напечатали. Если в лучшие годы событием жил весь город, каждая галерея придумывала свое открытие, то на этот раз арт-сообщество вело себя равнодушно, и особенного резонанса не получилось. Точнее, он вышел иного свойства: выяснилось, что организаторы не выполнили финансовые обязательства перед участниками процесса, что закончилось исками к фонду «Биеннале современного искусства».
Тем не менее, переоформив организацию на «Биеннале актуального искусства», Юлия Музыкантская получила от государства следующие субсидии в размере 8,5 млн руб. в 2019 году и 9,9 млн руб. в 2020-м.
Биеннале 2019 года в Третьяковке включала одну-единственную выставку «Ориентирование на местности». На ней показали 33 работы: живопись, скульптуру и видео из собрания венской Альбертины и других источников. Куратором выступил знаменитый оперный режиссер Дмитрий Черняков. В 2021-м, из-за пандемии, биеннале не проводили.
Как видим, в рамках этого давно длящегося затухания нынешний конфуз выглядит, в общем-то, закономерным. Но замечательно, что биеннале продержалась так долго — целых 17 лет! Она способствовала превращению маргинальной деятельности, «какого-то» contemporary art, в модное и важное занятие, в индустрию. Сегодня каждый мало-мальски уважающий себя город (Екатеринбург, Сыктывкар, Чебоксары и прочие) стремится обзавестись собственной биеннале, а в Москве каждый уважающий себя музей хочет иметь в программе подобное событие (Молодежная биеннале в Московском музее современного искусства, Триеннале российского современного искусства в Музее современного искусства «Гараж», Биеннале предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства и другие).
В одном из интервью в 2000-х годах Иосиф Бакштейн говорил, что биеннале — это символ свободы. Дескать, в 1970-е были Окуджава и Таганка, а сейчас — современное искусство. Очевидно, что свободы стало меньше, и биеннале прекратила существование. Но, словами Бродского, «бог сохраняет все», и рано или поздно этот опыт пригодится.