Какой Public Art нужен Москве » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU» — Строительство.RU
Итоги public talk на «АРХ Москве»
О том, какого сколько публичного искусства не хватает в Москве и о его форматах, поговорили ведущие столичные эксперты-практики, приглашенные девелоперской компанией Vos’hod на public talk в рамках выставки «АРХ Москва».
В дискуссии приняли участие директор Музея Москвы Анна Трапкова, художник Миша Мост, со-основатель арт-пространства Cube.Moscow Елена Белоногова, арт-продюсер Александр Астахов, постоянный архитектор ярмарки современного искусства Cosmoscow Наталья Зайченко. Модерировала встречу директор радио «Культура» Ксения Ламшина.
Все спикеры сошлись в том, что общественное искусство или public art – это универсальный язык, который понятен каждому, и одновременно отличная «точка входа» для горожан, которые через него приобщаются к современной культуре и выстраивают свои маршруты по городу. Хорошо понимая эти закономерности, Vos’hod старается наполнять общественные пространства своих проектов, в том числе здания Центрального Телеграфа и многофункционального комплекса AHEAD, объектами искусства. По замыслу создателей, объекты искусства оживляют территории и наполняют их смыслом и эмоциями, а также формируют эстетический облик и вовлекают горожан во взаимодействие.
Художник Миша Мост заметил:
— Принципиальный рывок во взаимоотношениях жителей города и public art произойдет тогда, когда временные скульптуры и рисунки, появляющиеся в Москве, сменятся постоянными объектами.
И подчеркнул, что коммерческие арт-проекты, инициированные бизнесом, имеют больше шансов на воплощение, чем чисто городские.
Елена Белоногова, сооснователь арт-пространства Cube.Moscow (которое находится в здании Ritz-Carlton), рассказала, что Cube задумывался, как витрина, отражающая все то, что происходит в сфере современного искусства в России.
— И если приходить к нам регулярно, то можно ознакомиться со всеми арт-пластами, – говорит Елена.
Арт-продюсер Александр Астахов рассказал об опыте московского проекта «Здесь и сейчас», который в предпандемийные годы не ограничивался традиционными видами public art, а зашел на территорию технологий и включил в программу перфомансы и прогулки с дополненной реальностью, которые привлекли немало внимания.
— Расширение было естественно – многие художники интересуются новыми и новейшими форматами. Да и выходя на улицу в самом прямом смысле слова, включая людей в иммерсию, мы значительно расширяем нашу сферу взаимодействия с горожанами.
По словам директора Музея Москвы Анны Трапковой Музею Москвы удается удачно балансировать между статусом ГБУК, вкусами москвичей и актуальным искусством, живо реагируя на все социальные и культурные процессы, происходящие в городе.
— Яркие арт-объекты, как, например,«Танцующие оси» Романа Ермакова, стоявшие во дворе музея, а теперь отправившиеся на гастроли в парк «Фили», рушат невидимую стену, отделяющую обычного человека от public art.
Постоянный архитектор ярмарки современного искусства Cosmoscow Наталья Зайченко заметила, что:
— Такие трансдисциплинарные проекты как Cosmoscow, учат пониманию сценариев движения человеческих потоков и формированию полюсов внимания – эти знания можно и нужно использовать при создании новых и успешно функционирующих арт-пространств.
Подводя итоги беседы, директор радио «Культура» Ксения Ламшина отметила тенденцию легитимизации публичного искусства:
— То, что мы уже видели public art на Красной площади, пусть даже это был и не чисто городской проект, внушает оптимизм: городские власти начинают относиться к проектам с большей открытостью и это хорошо». Ждем появления новых арт-объектов, муралов и произведений новых форматов в том числе на площадке Центрального телеграфа после того, как его реставрация будет завершена.
***
О Центральном телеграфе:
Центральный телеграф — знаковое здание в самом сердце Москвы, выполнявшее функцию важнейшего коммуникационного узла целой страны, изначально было задумано как многофункциональный комплекс, что было характерно для той эпохи. Его ядром были машинные залы, через которые в сутки проходило до 800 тыс. сообщений. В стенах телеграфа располагались не только рабочие пространства с аппаратными и общественными залами, но и квартиры руководства, библиотека, столовая, прачечная и даже детский сад. Здесь бурлила жизнь: сотрудники и их семьи могли заниматься в различных кружках, здесь находилась штаб-квартира Всесоюзного радио и радиотеатр.
Центральный телеграф всегда служил точкой отсчета, местом встреч, объединяющим людей, города, страны. Под глобусом назначали свидания, на праздничную иллюминацию на фасаде здания стекались посмотреть люди со всего города. По мере развития технологий здание Центрального телеграфа на Тверской улице оказалось выключенным из жизни города и стало использоваться как обычный офисный центр с множеством мелких арендаторов, не соответствующих масштабу и значимости здания. Архитектурная концепция реставрации и приспособления к современному использованию, разработанная звездным архитектурным бюро David Chipperfield Architects по заказу девелоперской компании Vos’hod, призвана восстановить значение здания для Москвы и вдохнуть в телеграф новую жизнь.
О компании Vos’hod:
Vos’hod – девелоперская компания, созданная в 2019 году для реализации эксклюзивных проектов в сегменте элитной жилой и многофункциональной недвижимости. В основе философии Vos’hod лежат принципы Human Oriented Development. Всестороннее изучение паттернов поведения и потребностей покупателя являются основополагающими при формировании девелоперских проектов. В данный момент в активной разработке у девелопера находится 4 объекта. Флагманский проект компании — реставрация с приспособлением под новые функции здания Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве. Один из ключевых проектов – ARMANI / CASA MOSCOW RESIDENCES расположен в центре Москвы, в Старомонетном переулке недалеко от Третьяковской галереи и ГЭС-2. В числе других проектов девелопера – многофункциональный комплекс с апартаментами AHEAD на Кутузовском проспекте, являющийся первым проектом с жилой составляющей, сертифицированным по международному стандарту Fitwel, а также недавно выкупленный гольф-клуб «Крылатское» на западе Москвы, на базе которого планируется создать семейный спортивно-рекреационный комплекс.