Как российские киберпредприниматели развивают мировой NFT-рынок — The Art Newspaper Russia
Хотя впервые о цифровых произведениях искусства в NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) заговорили еще четыре года назад, в 2017-м (именно тогда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 тыс. цифровых аватаров под названием CryptoPunks), настоящий бум цифрового искусства пришелся на этот год. Сперва известные в узких кругах киберхудожники, а вслед за ними и более знаменитые деятели современного искусства (теперь его уже хочется назвать «традиционным») устремились на NFT-маркетплейсы в надежде заработать на NFT-буме. Согласно недавнему отчету компании ConsenSys, NFT занимают уже 10% продаж на мировом рынке искусства. Всплеск спроса на токенизированное искусство в последний год стал прямым следствием пандемии, отмены крупнейших ярмарок и глобального пересмотра отношений молодого поколения к логике и способам коллекционирования. Ведь цифровое искусство не нужно хранить в специальных хранилищах, транспортировать, страховать и реставрировать, оно может быть куплено и продано за пару минут, с телефона.
Первые итоги этой «криптовесны» обсуждали в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме, а в конце месяца, 23–25 июня, в Нижнем Новгороде на площадке конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) состоялась первая в нашей стране международная выставка-ярмарка цифрового искусства и технологий Disartive, основанная Ольгой Дворецкой. Так что в России активно исследуют и даже применяют возможности блокчейна в искусстве. К тому же оказалось, что многие маркетплейсы, торгующие искусством в виде невзаимозаменяемых токенов, основаны предпринимателями (а иногда и художниками) российского происхождения. Некоторые из них поделились своим видением ситуации и обрисовали перспективы этой области во время дискуссии «Дропы вместо выставок: от напряжения к принятию. Как традиционный рынок современного искусства адаптируется к технологии NFT». Она состоялась в петербургском Доме Радио 5 июня (в дни проведения ПМЭФ-2021) как часть дискуссионной программы «Летней выставки» и была организована Russian Art Focus, онлайн-журналом о российском искусстве на английском языке, при поддержке блокчейн-платформы The Art Exchange.
The Art Exchange
Компания The Art Exchange, специализирующаяся на токенизации искусства, запустила свой маркетплейс, где можно приобретать произведения современных российских и зарубежных художников, созданные специально для продажи в виде NFT. Главной целью платформы основатели Инна Баженова и Андрей Беляков называют популяризацию цифрового искусства среди массового потребителя.