Пандемия изменила отношение к загородному отдыху у россиян. Если до коронавируса все, кто мог себе это позволить, отдыхали за рубежом, сейчас большая часть турпотока переориентирована на внутренние направления. И особую актуальность приобретает загородный отдых. Редакция TRN попросила сооснователя глэмпинга Best Glamp «Лесная поляна» Ильшата Газизова рассказать о перспективах этой относительно новой для России ниши.
Прошедшие два года стали периодом кардинальных изменений для туристического
рынка не только
России, но и всего мира. Изменения были связаны с рядом объективных причин, в числе которых закрытые границы с рядом популярных для наших туристов стран. Показательна статистика. Как подсчитали в
Ассоциации туроператоров России, по итогам 2021 года в 16 востребованных россиянами стран выехали около 7,7 млн человек. Это на 40% меньше, чем в 2019 году. В реальности падение объемов выездного
рынка гораздо больше — ведь за рамками этого списка находятся по-прежнему закрытые для российских туристов популярные страны Европы и Юго-Восточной Азии. Динамика же прироста внутреннего организованного
турпотока относительно 2020 года, по данным
АТОР, в 2021 году оценивается в +30%.
Но огромную роль также сыграло и желание людей защитить себя и близких от заражения коронавирусной инфекцией. Именно это стало одной из основных причин отказа от
путешествий. На первый план вышло желание провести время с семьей за городом, на природе.
Ярким трендом в период пандемии стал
спрос на загородную недвижимость, дома и коттеджи, дачи. Например, по данным опроса ВЦИОМ, в 2020 году, в самый разгар пандемии, около 33% россиян были готовы построить собственный дом при получении земли под строительство.
Спрос на покупку загородных домов и дач вырос на 30-40% относительно показателей 2019 года. А те, кто не смог купить дом или дачу, стали рассматривать различные средства временного размещения – от нескольких суток до месяцев.
Заметно выросла популярность самостоятельных поездок и интерес к новым форматам отдыха. В сложившихся условиях самыми востребованными сегодня остаются короткие поездки в пределах своего региона или соседних областей, отдых в кемпингах около различных природных
достопримечательностей. В 2021 году одной из наиболее распространенных стратегий отдыха для россиян остается staycation — короткие выезды на небольшие расстояния, которые позволяют просто сменить обстановку.
Охарактеризовать происходящее можно известной поговоркой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Внезапно россияне выяснили, что в их родных городах существуют очень интересные места и даже в пригород можно организовать полноценное путешествие. Например, опрос Райффайзенбанка показывает, что 74% россиян еще активнее ездили бы по стране, если бы знали об интересных местах и маршрутах.
Новая реальность для туризма
Два года пандемии — это достаточный срок для того, чтобы бизнес осознал возможности, которые создает сложившаяся ситуация. Для участников туристического
рынка такими возможностями стало развитие внутренних направлений, поиск перспективных мест, создание необходимой и востребованной инфраструктуры, которая будет привлекать туристов даже после завершения пандемии.
Одним из таких направлений можно считать строительство глэмпингов. По сути, это сокращение термина «гламурные кемпинги». Но если кемпинг — это просто палаточный городок с минимумом удобств, то глемпинг — это своеобразный отель на природе. Жилые постройки могут быть представлены как в форме шатра или сферы, так и как домики в скандинавском стиле. Формат глемпинга является более чем востребованным, так как зачастую людей останавливает как раз отсутствие комфорта в отдыхе на природе.
Вообще глемпинги — это достаточно молодая ниша на туристическом
рынке, первый глемпинг в
России появился в 2016 году. Однако она достаточно быстро развивается — за 2020 год количество глемпингов выросло в два раза, до 120 проектов, в 2021 году был прирост еще на 58 проектов. В будущем тенденция продолжится. Согласно исследованию компании Grand View Research, с 2019 по 2025 год средний рост мирового
рынка глэмпингов составит 12,5% и к концу этого периода его общий объем достигнет 4,8 млрд долларов.
По данным национального проекта «Туризм», в обозримой перспективе в
России должно появиться 2 тыс. глэмпингов. Можно предположить, что эта цифра окажется значительно выше официальных прогнозов, хотя бы в связи со спецификой организации подобных локаций, переориентации на внутренние направления и востребованности подобных поездок на природу у наших граждан. Кроме того, по новому законопроекту о туризме перечень туристических услуг расширится — в него войдут кемпинги и глемпинги. То есть, они выйдут из серо зоны, будут законодательно регулировать, а основатели проектов смогут претендовать на субсидии от государства.
Также важным фактором является быстрая окупаемость проектов и низкий уровень «входа» в
рынок. В среднем стоимость стандартного проекта сегодня составляет от 10 млн рублей, а окупаемость проекта — 1-2 года. Это важно, поскольку в условиях экономического кризиса мало кто из предпринимателей решается на проекты с длительной окупаемостью. Бизнес в регионах четко это осознает: по подсчетам
Ассоциации глэмпингов
России, из выделенных
Ростуризму 1,2 млрд рублей на гранты для предпринимателей в сфере
внутреннего туризма около 60% получили глэмпинги.
Ближайшее будущее
Можно с уверенностью говорить, что и в 2022 году, и в дальнейшем подобные проекты будут получать все большую популярность. Если
рынок начинался с небольших домиков на природе, сегодня в
России активно строятся экоотели, глэмпинги на понтонах для водоемов, временные дома под различные тим-билдинги и
фестивали. Получат также распространение глэмпинги в труднодоступных местах для искушенных туристов, желающих получить максимальную удаленность от мегаполисов и новые впечатления.
Стоит отметить, что состоятельные путешественники, которые покупают
туры не ниже определенной стоимости и уровня комфорта, также никуда не делись. Им пришлось обратить внимание на внутренние направления, и формат глэмпинга подошел как нельзя лучше. Особенно хорошо строительство подобного рода мини-
отелей вписывается в современную экоповестку, набирающую обороты во всем мире. Тем более что российское правительство делает сейчас акцент на деревянном домостроении, а глэмпинги, как правило, строят именно из деревянного и другого экологичного сырья. Все эти
тенденции обязательно сохранятся в наступившем году.
Стоит понимать, что развитие глэмпингов в
России пока находится на начальной стадии. Еще одним трендом в дальнейшем станет формирование сетевых проектов, а те предприниматели, которые сумели сориентироваться в период пандемии, начнут выходить во все новые регионы, причем с учетом ошибок в первоначальных местах локации, то есть предоставляя туристам все более высокий класс услуг, уровень которых будет расти повсеместно. Например, мы планируем открыть 10 глемпингов до 2025. Для масштабирования рассматриваем Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Крым, Валдай. А также Челябинскую область и Алтайский край.
Этим и обусловлен и интерес к глэмпингам со стороны туристических агентств. Причем они не только активно предлагают подобные продукты россиянам, но и сами начинают строить такие
отели. В качестве примера можно привести туристическую компанию RussiaDiscovery, которая запустила сеть глэмпингов в дикой природе RussiaGlamping.
Сегодня
путешествия по
России обладают огромным потенциалом, который из аутсайдера экономики может стать ее сильным драйвером. Пандемия стала тем толчком, который привел к активному поиску участниками
рынка возможностей по развитию внутри страны. Глэмпинги потенциально способны удовлетворить
спрос наших граждан на посещение труднодоступных мест в комфортных условиях.
Материал подготовлен редакцией www.trn-news.ru