Как на Сахалине научились показывать и смотреть кино
Международный кинофестиваль «Край света» прошел в Южно-Сахалинске в девятый раз и впервые с добавленным в название словом «Восток», поскольку с этого года он выступает в парном разряде с западным «Краем света», рожденным в Калининграде.
На закрытии 9-го сахалинского «Края» врио губернатора области Валерий Лимаренко объявил об учреждении местного совета по кинематографии. Пригласив генерального продюсера Алексея Аграновича войти в его состав, власть таким образом оценила активность, которую развила на острове московская фестивальная команда, и выразила готовность к системному сотрудничеству. Именно это решение, а не вердикт жюри с предсказуемой и справедливой победой «Дылды» Кантемира Балагова, стало главным итогом фестиваля. Пусть даже здесь не последнюю роль сыграли предвыборные интересы областного главы и его понятное стремление извлечь политическую пользу из реальной популярности «Края» у сахалинцев.
Московская форма и сахалинское содержание
Восемь лет «Края света» на Сахалине состояли из его последовательных усилий по превращению острова в новое место кинематографической силы. Творческие мастерские под руководством столичных кураторов создавались с расчетом на взрослую заинтересованную публику, но вскоре переориентировались на молодых и совсем юных – у них есть время и желание вариться в креативной «каше» круглый год, а не в пределах одной августовской недели.
Никто не предполагал, что поставленная перед участниками одной из мастерских задача – разработать модель детского и юношеского кинофестиваля – будет не просто выполнена как проект, но и в кратчайшие сроки реализована ее авторами под корректным взрослым патронатом в виде международного кинофестиваля «Игра света». Он прошел в середине августа, стал дочерним предприятием «Края» и праздником несовершеннолетних, снимавших фильмы, составлявших из них программу, заполнявших залы, весело тусовавшихся и раздававших награды.
Энергия, которую несколько лет назад начали вырабатывать мастерские, оживила островное кинопроизводство. Пока что не на индустриальных основаниях, а в виде индивидуальных авторских инициатив. Тем не менее, здешних игровых и документальных фильмов ежегодно стало хватать на секцию «Сахалинский след» в фестивальной программе. В этом году их было 13, лучший фильм выбирали зрители: им оказалась короткометражка Ивана Чванова «Брошенный» про бомжа, который новогодней ночью нашел на улице младенца. Теперь решено преобразовать «Сахалинский след» в полноценное состязание со своим жюри, так что конкурсная программа «Края света» будет двуглавой.
На самом деле первым знаком государственного внимания, еще до учреждения совета, стала сумма в 5 млн. руб., которую в прошлом году областные власти по предложению Аграновича выделили из бюджета в качестве призового фонда ежегодного питчинга. К нему допускаются проекты как сахалинских авторов, так и сахалинского содержания (если то и другое вместе – совсем хорошо). Процедура защиты проходит в два этапа, решение выносит жюри, состоящее из именитых столичных профи. По банальным бюрократическим причинам деньги, выделенные первым победителям в августе прошлого года, попали к ним в руки только весной, поэтому художественные результаты их освоения на нынешнем фестивале представлены не были. Есть надежда, что нынешним получателям повезет больше, и, в частности, Ольга Зайцева, которой досталась самая крупная призовая доля (1 900 000 руб.), поспеет со своей драмой «Евстафий» к будущему августу.
Дылда-миллионерша
Призы международного конкурса также имели денежное содержание, и по воле жюри во главе с драматургом и режиссером Александром Миндадзе почти все деньги останутся на родине.
Специальный приз (100 000 руб.) присужден фильму Александра Золотухина «Мальчик русский», недооцененному на «Кинотавре» и покорившему сахалинское жюри нежеланием автора идти проторенными тропами по исхоженной территории военного кино.
Актрисы, актеры и режиссеры получили награды на двоих: Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина – за главные роли в «Дылде» (200 000 руб.), Александр Кузнецов и Алексей Филимонов – за мужской дуэт в «Большой поэзии» (200 000 руб.), Кристина Грозева и Петар Вылчанов – за режиссуру болгарского «Отца» (500 000 руб. – единственная сумма к вывозу за границу).
Наконец, гран-при достался «Дылде», а прилагающийся к нему 1 млн руб. поделят между собой режиссер Кантемир Балагов и продюсер Александр Роднянский. Главным триумфатором «Края света» – 2019 следует признать Александра Сокурова. Он не участвовал в конкурсе с собственным фильмом, однако к трем главным наградам из пяти прямо причастны выпускники его кабардинской мастерской – Балагов и Золотухин.
Обучение в диалоге
Конкурсная программа составляла существенную, но не главную часть традиционно богатого фестивального предложения, сделанного сахалинцам программным директором Алексеем Медведевым и распределенного между четырьмя фестивальными экранами. Включая один ночной на площади под открытым небом, где даже сильный дождь не смог разогнать поклонников отреставрированной «Ассы», показанной в честь юбилея ее автора Сергея Соловьева. Каннские сливки и первые сахалинские опыты, анимация для детей и отдельно для взрослых, азиатский боевик и французская черная комедия, индийская социалка и сербская психодрама составили кинематографическое обеспечение серьезной образовательной площадки, которой стремится быть «Край света», и у него получается.
Можно сказать, что фестиваль взял на вооружение известный принцип альтернативного школьного образования – обучение в диалоге. Он ставит перед собой глобальные просветительские задачи и решает их через заинтересованное движение навстречу, а не менторским поучением. На эту идею работает не только кинопоказ, но и традиционные вопросы и ответы в фестивальном шатре, и дискуссионный формат «как научиться смотреть кино», и даже продажа новейшей литературы о кино, которую привозит петербургский магазин «Порядок слов» и которая в сетевых очагах книготорговли на острове не доступна. Единственное, причем ночное, театральное событие фестивальной жизни – остроумный и на грани дозволенного двойной стендап Михаила Шаца и Антона Борисова – и тот был построен на активных взаимоотношениях с залом, как этому жанру и положено.
Здесь и сейчас
Открывая фестиваль, продюсер Агранович говорил о том, что сегодня можно почти любое кино разыскать в сети, было бы желание, и фестиваль для этого не особо нужен. Привезти артистов на остров тоже можно без всякого фестиваля. Фестиваль имеет смысл, когда он про жизнь – конкретно про твою. Жизнь важнее кино, и она происходит здесь и сейчас. Закрывая фестиваль, Агранович напомнил, что содержание кадра, который снимает наша внутренняя камера, является нашей заботой. Если установить камеру на штатив – в кадр попадет то, что попадет, и не факт, что окажется интересным и важным. Значит, надо снимать камеру со штатива и самому формировать свой кадр – содержание собственной жизни. «Край света» придуман про кино, но занимается прежде всего жизнью и представляет собой инструмент ее преображения, доказывающий свою эффективность на отдельном острове на востоке и теперь еще в приграничном городе на западе. Собственно, он про то, что за интересной жизнью уезжать не обязательно. Ни на материк (с острова Сахалин), ни еще западнее (из Калининграда). Интересную жизнь можно устроить себе самостоятельно.
Южно-Сахалинск