Где растет современное искусство — The Art Newspaper Russia
Саша Обухова
Куратор проекта «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» в рамках публичной программы выставки Луиз Буржуа в Музее современного искусства «Гараж»
Архив музея «Гараж» собирает и хранит информацию не только о прошедших событиях — одной из его важнейших задач является работа с актуальным контекстом. Тема художественных самоорганизаций позволила нам собрать большое количество информации об актуальной ситуации в искусстве страны, потому что это то искусство, которое минует институции естественным образом. Мы записали семь развернутых интервью с представителями московских самоорганизаций (центр «Красный»; Кирилл Преображенский и галерея «Черемушки»; группа АВС; Red Square; Шифра Каждан и галерея «Частная собственность»; Денис Мустафин с фестивалем «Пошел, куда пошел»). Для нас было важно собрать информацию о самоорганизациях в Москве за 15 лет и обнаружить, что существует серьезная разница между самоорганизациями в столице и в регионах. Самоорганизации Москвы возникают и работают в некоем поколенческом институциональном движении: они зачастую противопоставляют свою деятельность консервативным, неповоротливым институциям. Это реальная альтернатива существующему порядку вещей. В регионах самоорганизации — это, как правило, единственный вариант существования художественного сообщества — так же, как было в доперестроечной российской действительности.
Дарья Чапковская
Куратор выставки «Художественные сообщества Москвы» в Музее Москвы
Прежде всего нужно отметить, что искусство всегда в своей основе произрастало из самоорганизованной среды. Традиции свободного искусства всегда были необычайно важны. И если рассматривать значимых для нашей культуры современных художников и историю начала их творчества, то это будут группы, сквоты, просто компании людей, которые обсуждали и творили, сидя в своих мастерских, на кухнях и в подвалах. Сейчас несколько иная ситуация, но вопрос актуальности самоорганизации художественной среды не отпал и даже стал острее. Художники, ищущие грани между различными форматами искусства, образуют группы и направления, которые зачастую имеют формат, не подлежащий выставлению в галереях или музеях. Это фестивали уличного искусства, не имеющие организаторов, кураторов, проходящие в заброшенных помещениях: «Фарш», «Арт-захват» и многие другие. Квартирные выставки, где можно вне цензуры представлять различные форматы и формы нового искусства. Возможность провести выставку в Музее Москвы была совершенно уникальной, так как мне удалось собрать 12 самых разных групп художников, которые объединены только тем, что они являются самоорганизованными группами, существующими по своим концептуальным законам. Мы показали, каким разнообразным может быть искусство. Безусловно, это очень небольшой кусочек того сложного, многослойного пирога, который представляет собой художественная жизнь такого мегаполиса, как Москва.