Гаянэ Умерова: «Репрезентация себя на Западе — это просто следующая ступень» — The Art Newspaper Russia
Речь идет о реконструкции с реставрацией?
С реставрацией в том числе. Здание состоит из двух форм, круглой и прямоугольной. Вторая за время существования больше пострадала: здесь находились разные организации, и каждая вносила свои изменения. Эту часть мы будем восстанавливать. Единственное, что нам не удастся сохранить, — это фасад. Он абсолютно утрачен. Архитектурное бюро Grace (миланская студия, сооснователь которой Екатерина Головатюк работала над реконструкцией здания для московского музея «Гараж» под руководством Рема Колхаса. — TANR) предлагает установить панели из стекловолокна, которые оживят фасад и сделают его более транспарентным, прозрачным, чего не было изначально. В этом здании будет важен свет, поэтому пришли именно к такому решению. Или вот еще — открываем крышу, что важно в нашем климате. Наверное, можно назвать происходящее ревитализацией: мы даем зданию новую жизнь.
По проекту того же бюро Grace начиналась когда-то реконструкция здания бывшей дизельной электростанции в Ташкенте — для размещения там центра современного искусства. Он уже работает?
Планомерно движемся к результату. Там хотелось сохранить историческую архитектуру, поэтому была разработана длительная программа, выставочная и образовательная, позволявшая оставить здание в том виде, как оно есть. На то, чтобы сберечь прежнее и при этом достроить необходимое, ушло больше времени, чем предполагалось. Архитектурное бюро Grace разрабатывало для нас предварительные варианты приспособления; впоследствии проект делало французское бюро Studio KO — они знамениты тем, что проектировали музей Ива Сен-Лорана в Марокко. Для нас было важно, что они умеют работать с кирпичом, знают все нюансы. Хочется, чтобы здание электростанции продолжало дышать, чтобы не было зализанности. Сейчас проект выходит на последнюю стадию, к ее реализации приступим в сентябре.
И еще о реставрации. Государственный музей искусств Узбекистана в Ташкенте исторически начинался с дворца, до революции принадлежавшего великому князю Николаю Константиновичу Романову. Этот памятник, кажется, будут восстанавливать?
Пока готовим проектную документацию. Здание, которое сейчас не в лучшем состоянии, станет филиалом Государственного музея искусств, где хранится коллекция великого князя. Впоследствии она вернется в свой прежний дом. В результате реставрации существенных изменений не будет, только добавится музейный функционал. Например, во дворце когда-то работал лифт, сейчас его нужно приспособить для посетителей. Работаем над проектом вместе с немецкими экспертами и с экспертами из Петербурга. Кроме сохранения истории нужна еще и современная подача. Возможно, там появится что-то иммерсивное. Есть подвал, есть флигель — их можно использовать. Необходимы и ландшафтные работы вокруг здания.