Финская сага о русском меценатстве — The Art Newspaper Russia
Иногда его называют «мини-Эрмитажем»— и любому жителю Хельсинки понятно, что речь о Музее Синебрюхова. Он расположен в центре города и окружен старинным парком. В красивом, превосходно отреставрированном особняке, построенном в 1842 году для купеческой семьи из России, под одной крышей живут произведения Якопо Бассано, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Хусепе де Риберы, Джованни Баттисты Тьеполо. Это собрание и столетие спустя удерживает два давних рекорда: оно до сих пор является крупнейшей частной коллекцией старых мастеров в странах Северной Европы, и, кроме того, дар Синебрюховых остается самым значительным частным пожертвованием искусства за всю историю Финляндии.
По завещанию Фанни Синебрюховой, основанном на пожелании ее покойного мужа Павла, главным условием при передаче их коллекции государству было то, чтобы все произведения хранились вместе и были бы доступны для публики. С конца 1921 года музей стал функционировать в качестве домашнего. Он размещался в четырех залах — в той же обстановке, что и при Фанни, пережившей мужа на четыре года. Музей, который первоначально находился на попечении Художественного общества Финляндии, был открыт для посещения в первой половине дня лишь для небольших групп — во избежание порчи ценного паркета и по прочим соображениям сохранности.
В 1939 году уникальную коллекцию едва удалось спасти от бомбежек, экспонаты успели спрятать в хранилище буквально в последний момент. Сам же дом в результате бомбардировки получил существенные повреждения. После войны, с 1945 по 1959 год, он сдавался в аренду химической лаборатории Технологического университета Хельсинки; тогда оттуда исчезли исторические двери и ценный паркет. Члены семьи Синебрюховых проводили первую реконструкцию здания за свой счет. После ее окончания в 1959 году коллекция наконец вернулась домой.
В 1975 году государство выкупило у семьи Синебрюховых исторический особняк, а пять лет спустя было решено присоединить собрание европейской живописи, находившееся прежде в музее Атенеум, к коллекции Синебрюховых. Это объединенное собрание, богатое и разнообразное, обосновалось в Музее Синебрюхова (Sinebrychoffin taidemuseo), который тогда же стал составной частью Национальной художественной галереи Финляндии — наряду с Атенеумом, где представлено финское искусство, и «Киасмой», музеем современного искусства. В 2002–2003 годах была проведена исторически точная, детальная реконструкция здания, благодаря которой его экстерьер и все внутренние пространства обрели прежний вид — каким он был в 1910-е годы.
К нынешнему юбилею руководство музея и концерн Oy Sinebrychoff Ab, который продолжает поддерживать тесные связи с этой культурной институцией, подошли со всем тщанием, стремясь отметить знаменательную дату наилучшим образом — вопреки коронавирусным обстоятельствам. Как рассказали нам директор музея Кирси Эскелинен и куратор юбилейной выставки «Путешествия собирателей» Салла Хейно, первоначально планировалось отпраздновать 100-летие передачи коллекции Синебрюховых в дар финскому народу, показав их коллекцию в соседстве с произведениями из зарубежных собраний, однако в условиях пандемии пришлось изменить концепцию, и сейчас публике представлена версия, основанная на собственных фондах музея.
«Сделав коллекцию Синебрюховых ядром выставки, музей привлек и другие собрания, прежде всего те, что принадлежали когда-то коллекционерам одного круга», — уточнила Салла Хейно. А Кирси Эскелинен добавила, что именно на фигуры коллекционеров искусства устроители выставки обращали главное внимание: «Кто были эти люди? Чем они руководствовались? Какие интересные истории с ними происходили? Что они хотели сказать своими коллекциями и что мы видим в них сегодня?»
Выставка будет работать весь юбилейный год — до января 2022-го. В экспозиции представлено 130 работ из коллекций Синебрюховых, Хьялмара Линдера, Яло Сихтолы, Хермана Антелла и других. Прежде всего это живопись — с добавлением выдающейся графики, коллекционного фарфора, редкой мебели, миниатюр. Многие из экспонатов демонстрируются впервые или после долгого пребывания в запаснике. Обращают на себя внимание пейзажи Рёйсдала, не выставлявшийся прежде портрет кисти Элизабетты Сирани «Молодая женщина в тюрбане», графика Арнольда Хаубракена и Рембрандта. Здесь можно встретить превосходные работы Якопо Бассано, Джузеппе Креспи, Шарля-Франсуа Добиньи, ученика Рембрандта Исаака де Йодервиля. Специально к выставке была отреставрирована картина Луки Карлевариса «Средиземноморская гавань».
Зритель словно оказывается в путешествии вместе с теми людьми, ценителями искусства, которые когда-то любили и хорошо знали искусство Европы. А чтобы связать впечатления разных поколений, организаторы дополнили старые собрания двумя современными медиаработами о Риме, которые на свой лад продолжают тему Вечного города.
Коллекция Павла и Фанни Синебрюховых
Получивший известность в Финляндии купец, пивопромышленник и меценат Павел Павлович Синебрюхов (1859–1917) в конце XIX — начале XX века собрал и впоследствии передал в дар стране уникальную художественную коллекцию. Внук торговца из Гавриловой слободы во Владимирской губернии и сын купца, чье дело расцвело в Финляндии, он был первым человеком в этой семье, кто получил университетское образование. И женился он на представительнице совсем другого круга: семья популярной в Хельсинки актрисы Шведского театра Фанни Гран (1862–1924) состояла из архитекторов, педагогов, людей искусства. Художественную коллекцию Павел Синебрюхов начал собирать в 1884 году — в период их свадебного путешествия по Европе — и посвятил своему увлечению 30 лет жизни. Жена разделяла с ним эту страсть.
Павла Павловича особенно интересовали шведские портреты и работы старых голландцев, в то время как Фанни с не меньшим азартом собирала фарфор. Оба любили миниатюры и ценили редкую старинную мебель. Эксперты обращают внимание на то, что для бездетной пары приобретаемые ими произведения искусства словно становились их детьми. И действительно, есть трогательные документальные свидетельства именно такого отношения супругов к ряду картин из их коллекции, например к «Портрету мальчика» работы Франца Лёйкста. По воле Павла Синебрюхова, скончавшегося в ноябре 1917 года, его жена завещала их совместную коллекцию финскому народу. Передача собрания в ведение Художественного общества Финляндии состоялась еще при ее жизни, в начале 1921 года.