Елена Шарнова: «Юбер Робер удивительно совпал с русским вкусом» — The Art Newspaper Russia
Пейзажист, архитектор, хранитель Лувра — прихотливый творческий путь…
У Робера вообще феерическая биография. У него было необычное для художника образование, что во многом объясняет характер его творчества. Живописи как таковой он не учился, Академию не окончил, навыки ремесла приобрел в мастерской скульптора Слодца и всю жизнь испытывал огромный интерес к скульптуре. В каждой его картине есть реальные или придуманные скульптурные группы. Он обожал статую Марка Аврелия и изобразил ее на десятках рисунков. У него есть множество зарисовок Лаокоона, в том числе выдуманный сюжет про обнаружение статуи. Он и античные рельефы выдумывал.
Помимо этого, Робер окончил католический коллеж, где выучил латынь. На его картинах часто встречаются надписи и подписи на латыни, и даже по-гречески, правда с ошибками, но все-таки.
И потом на 11 лет он уехал в Италию?
Поскольку он не оканчивал Академию, то в Риме оказался, как мы сказали бы сейчас, по блату, благодаря маркизу Франсуа Жозефу де Шуазелю (отец художника был у маркиза камердинером). Де Шуазеля назначили послом Франции в Риме, и Юбер Робер последовал за ним. Ему было 25 лет, какое-то время он числился пенсионером Французской академии, позже зарабатывал на жизнь рисунками античных древностей для просвещенных путешественников. Очень подружился с Жаном Оноре Фрагонаром, они были не разлей вода, буквально за ручку ходили, вместе ездили на этюды. На выставке в «Новом Иерусалиме» как раз есть пейзаж, где они вдвоем на этюдах.
Судя по сохранившимся портретам, например кисти Элизабет Виже-Лебрен, Робер был славным человеком. И современники о нем писали как о симпатичном, доброжелательном персонаже.
Одновременно он отлично ориентировался в рыночных стратегиях, успешно выставлялся на Салонах, его любил Дени Дидро, и можно предположить, что они были друзьями. Наконец, гениальный маркетинговый ход: Юбер Робер вступил в масонскую ложу, где познакомился со Строгановым, что открыло ему русский рынок. Тем самым он обеспечил себя влиятельными, богатыми и заинтересованными заказчиками на десятилетия вперед.
Сказалось ли его увлечение масонами на творчестве? Есть ли в его пейзажах масонские символы?
Я лично никаких символов не вижу — может быть, за исключением того, что Робер постоянно изображал камень. Но есть такие специалисты, которые находят масонские символы везде.
Как Робер пережил революцию?
Чудом избежал эшафота, вместо него казнили его полного тезку. Мог бы погибнуть ни за что. Он, с одной стороны, был весьма лояльным гражданином, а с другой — не был ни за белых, ни за красных, занимался своим делом. Но в какой-то момент (судя по всему, по доносу — художники тоже стучали друг на друга) он оказался в тюрьме Сан-Лазар. И там тоже писал картины, из чего можно заключить, что распорядок в тюрьмах XVIII века был не такой жесткий, как 200 лет спустя. Симпатичные сюжеты: тюремный обед, игра узников в шары. В этих листах тоже был элемент фантазии. Это его творческий метод — смешивать вымысел с реальностью.
Можно как-то определить, в чем ценность его пейзажей?
В его работах есть ощущение гармонии, равновесия между природой и творением человеческих рук, в них есть культура в самых разных ее проявлениях, есть античная и ренессансная традиция. Эти пейзажи — своего рода манифест: в них считывается непрерывность и единство европейской истории. Для образованного человека XVIII века это было важно. И при этом античная традиция именно что живая: художник населяет руины вполне узнаваемыми героями, своими современниками. Внутри базилик рисует сеновалы, по руинам расставляет туристов с гидами. Персонажи в античных тогах соседствуют на его картинах с людьми в одежде XVIII века. Юбер Робер уловил дух эпохи. Человечество не так часто переживало подобное волшебное состояние: один раз — в эпоху Ренессанса, второй — накануне Великой французской революции, когда тоже было ощущение, что все вернулись в золотой век. Робер — один из самых чутких мастеров XVIII века, его картинами можно иллюстрировать любую особенность культуры предреволюционных десятилетий.