Дмитрий Коваленко: «По моей коллекции можно увидеть задор 1990-х» — The Art Newspaper Russia
В 2000-е многие стали коллекционировать современное искусство, и коллекции, которые довелось видеть, часто выглядели как близнецы-братья. В чем уникальность вашей? Можете назвать художников, которых нет больше ни у кого?
А еще бывает, что сразу видно, кто был куратором коллекции. Но здесь начну со своего примера. Я стал собирать 30 лет назад и собирал постепенно. Художник делал хорошую работу — я покупал, делал что-то не очень — я воздерживался. Я помню те времена, когда особо ценились Шишкин и Айвазовский, а contemporary art вызывал недоумение публики. Потом постепенно образовался must-have — список самых важных современных художников, и вновь прибывшим коллекционерам их предлагали. Может, это мода, или, может, у нас мало хороших художников. Но то же самое и с искусством других периодов: есть первый ряд, который все хотят, и есть все остальное.
У моей коллекции нет никакой специальной темы, это просто украшение жизни. Я всегда ориентировался только на свое «чувство прекрасного» и никогда не расценивал приобретение как инвестицию. Обычно уже при покупке я предполагал, куда повешу картину. У меня есть некоторое количество произведений художников, вряд ли коммерчески ценных, но я их люблю и не думаю, что они много у кого есть. Это Дмитрий Ликин, Александр Мареев, группа «Четвертая высота», Татьяна Хенгстлер, Авдей Тер-Оганьян, Виктор Скерсис.
Чего вы точно никогда не купите? Есть ли у вас какие-то ограничения и свои правила?
Это очень интересная тема. Тут надо разделять коллекцию и просто красоту. По мере образования коллекции у меня появилась потребность развивать ее, приобретая работы новых художников. Это не всегда просто, но у меня было четкое понимание, что сочетается с уже имеющимися, а от чего можно воздержаться. А есть и такое, что вообще никак не вписывается в коллекцию. У меня есть несколько покупок прямо на грани, они мне понравились, но в коллекцию я их не включаю. Бывает, что художник мне не очень интересен, но, если вдруг его маленькие работки продает галерея «Пальто», я их покупаю для ассортимента. За что спасибо хозяину «Пальто» Саше Петрелли! Есть графика Ильи Кабакова, Эрика Булатова, есть Комар и Меламид — они более раннего времени. За рамками contemporary art, помимо семейных вещей и нескольких произведений авторов начала ХХ века, у меня много работ Гоги и Кости Тотибадзе, и я их очень ценю.