Братушки International: «Митьки» сквозь призму постмодерна — The Art Newspaper Russia
Исторический лозунг «Митьки никого не хотят победить и этим завоюют весь мир» родился во времена, когда пародия на Карла Маркса, обещавшего пролетариату мировое господство, считывалась буквально всеми в СССР. О том, как это художественное движение зарождалось и расцветало в Ленинграде середины 1980-х, рассказано в давней уже книге «Митьки», написанной Владимиром Шинкаревым, одним из отцов-основателей группы. Перу того же Шинкарева принадлежит и труд под заглавием «Конец митьков», датированный 2010 годом. Так что с хронологией тут все обстоит довольно просто — в отличие от идеологии и сопутствующих ей аспектов.
За истолкование накопившегося у этого арт-сообщества «культурного багажа» взялся опытный заграничный специалист — профессор Беннингтонского колледжа в США, славист Александар Михаилович. Немаловажно, что с творчеством своих будущих героев он впервые познакомился лишь в 1998 году, когда их всенародная слава в значительной степени уже отгремела. Но для исследователя ретроспективизм — это даже и неплохо: можно во всем разобраться, никуда не торопясь и не полагаясь на свежие эмоции. Свою книгу «„Митьки“ и искусство постмодернистского протеста в России» Михаилович писал на протяжении десяти лет; она вышла на английском в 2018 году и вот сейчас — на русском в издательстве «Новое литературное обозрение».
Перед читателем не хроника событий и не искусствоведческий разбор произведений (хотя без элементов того и другого дело не обходится), а культурологический анализ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: цитированием Жиля Делёза, Жака Лакана, Михаила Бахтина и Бориса Гройса, использованием философской терминологии и выстраиванием специфической структуры текста, где членение на главы обусловлено не сюжетной драматургией, а акцентом на той или иной проблематике. Тем не менее труд Александара Михаиловича далек от схоластики: автор пользуется и собственной проницательностью. К тому же он основательно погрузился в описываемую им среду, со многими и о многом разговаривал лично — и это чувствуется. Дистанцию между собой и своими героями Михаилович всегда сохраняет, но она продиктована скорее стилем исследования, нежели стремлением ученого психологически самоустраниться.