Археологические памятники хотя и горят, но не исчезают бесследно — The Art Newspaper Russia
Эти скульптуры — одни из ценнейших экспонатов в собрании музея (который носит имя Леонида Кызласова, археолога и историка, посвятившего Сырскому чаа-тасу свои научные работы). Сразу после обнаружения скульптуры укрепили. На поверхности видны следы первой консервации, обмазки густым составом, образовавшим корку. Сейчас его блеск нужно удалить. На обеих фигурах замазаны трещины и выпады — тонированным гипсом или перетертым углем и клеем. В целом все предыдущие реставрации выполнены качественно, однако сейчас тело важенки распалось по старому шву на две части (две ее ноги доделаны годы назад), а одна из ног оленя имеет утраты.
«Наша цель — консервация, сохранение предмета. Конечно, утраты можно доделать, но нужно ли? — говорит Роман Студенников, на столе которого лежат куски березового угля для мангалов — в качестве образцов для изучения. — Этот вопрос будем решать, когда укрепим конструкцию скульптур. Кое-где получается хорошо, а где-то клей уходит вглубь, уголь буквально всасывает его. Фрагменты приходится пропитывать клеем постепенно, каждый раз просушивая как минимум сутки».
Сгоревшую древесину уже изучила дендролог, определившая ее как кедровую. Структура дерева сохранилась настолько хорошо, что возможно даже сделать дендрохронологический анализ — по годовым кольцам узнать, когда и где выросли эти кедры. Музей в Хакасии планирует к декабрю получить скульптуры обратно, чтобы показать их на большой археологической выставке.