Арт-вандализм в эпоху хайпа — The Art Newspaper Russia
Потом поветрие перенеслось через Ла-Манш: 25 июля экоактивисты итальянской группы Última Generazione (ит. «Последнее поколение») приклеили себя к «Весне» Боттичелли в Галерее Уффици, 30 июля — к постаменту статуи «Уникальные формы непрерывности в пространстве» Умберто Боччони в миланском Музее Новеченто, 18 августа — к постаменту «Лаокоона» в Музеях Ватикана, 21 августа приковали себя наручниками к перилам джоттовской капеллы Скровеньи, 22 августа приклеились к рафаэлевской «Сикстинской Мадонне» в Дрездене, 4 сентября — к раме «Бури» Джорджоне в венецианской Галерее Академии. В Австралии 9 октября члены группы Extinction Rebellion приклеились к «Резне в Корее» Пабло Пикассо в Национальной галерее Виктории.
Наконец, 14 октября о выходке активистов сообщила даже та пресса, которая до того игнорировала экоперформансы: пострадали «Подсолнухи» ван Гога в лондонской Национальной галерее. Через десять дней, 23 октября, члены немецкой организации Letzte Generation (тоже «Последнее поколение») напали на «Стога» Клода Моне в потсдамском Музее Барберини, а 31 октября — на скелет динозавра в Музее естественной истории в Берлине.
Параллельно Just Stop Oil 24 октября атаковали фигуру Карла III в Музее мадам Тюссо в Лондоне, а 27 октября — «Девушку с жемчужной сережкой» в Гааге. Список, очевидно, будет расти.
Модус операнди у группировок похож, но это не плагиат, а «методичка»: итальянская и немецкая группы являются региональными отделениями Just Stop Oil и имеют один и тот же источник финансирования.
Все эти нападения имеют общие черты: они мгновенно попадают в интернет, в прессу и не наносят настоящего вреда. И это черта нового века.
Раньше вандалы, даже если они не были безумцами, а лишь политическими активистами, стремились наносить экспонатам ущерб, требующий дорогостоящей реставрации, потому что это вызывало состояние шока и долгое пребывание новости в газетах. В наше время ничего долгим не бывает, поэтому необходима только фотография поярче, чтобы облетела Сеть. А еще лучше видео для TikTok: в нем слышно, как кричат лозунги.
Шедевры выбирают за узнаваемость, он же «кликбейт». Экспонаты страдают мало, и очевидно, что вандалы к этому специально стремятся: выбирают картины под защитным стеклом и клей, который легко счищается и не вредит рамам, чтобы сроки и штрафы вышли поменьше. Многие члены Just Stop Oil судимы за другие акции, на их сайте даже есть специальная страница, где выходят новости про арестантов. Группировка явно обещает своим «воинам» юридическую защиту, которую легче обеспечить, если нанесенный ущерб минимален.