Алина Глазун: «Мне близок способ мышления, который используется в мемах» — The Art Newspaper Russia
Ваши коты с античными именами, Улисс и Федр, являются постоянными героями ваших работ. А как вообще у вас появилась кошачья тема?
Я начала делать работы с изображениями котиков в 2013 году, за месяц до появления в моей жизни Улисса. Это были ассамбляжи с вырезанными текстами из журналов и мордочками котиков. Фразы были многозначительными, но мордочки, вклеенные рядом, обрубали любой пафос и нивелировали ощущение серьезности. Однажды я совместила мордочку вислоухого кота с фразой «Надолго вы с нами, Сергей?», вырезанной из какого-то журнала. Потом на выставке ко мне подошел человек и сказал, что это цитата из свежего интервью Сергея Капкова галеристке Елене Селиной. А я даже не обратила на это внимания, потому что прочитывание журналов и газет для того, чтобы что-то оттуда вырезать, отличается от обычного чтения. В этот момент ты не видишь содержание написанного, а замечаешь только отдельные формулировки, которые глаз выхватывает как реди-мейды. Что касается Улисса и Федра, то они стали постоянными героями моих работ с началом пандемии: когда мы все оказались заперты дома, фокус вдохновения предсказуемо переключился на семью.
Такие ваши работы, как мне показалось, строятся по принципу метаироничных мемов, когда изображение смешного котика дополняется надписью, которая с ним не связана. Вы черпаете вдохновение в мемах?
Скорее, это какое-то неосознаваемое влияние. Возможно, мне просто близок способ мышления, который используется в мемах. Иногда мы даже не осознаем, что на нас повлияло. В какой-то момент мне захотелось сделать паблик-арт-объект, и у меня был примерный образ, как он должен выглядеть: расходящиеся буквы на металлических палочках. Этот образ я потом использовала и в маленьких скульптурах. Я поняла, откуда он взялся, случайно наткнувшись в телефоне на фотографию или скриншот десятилетней давности. Там была запечатлена металлическая конструкция советского времени, установленная где-то в парке и предупреждающая: «Осторожно, клещ!». Так что, если меня спросят, что повлияло на мое творчество, я могу совершенно серьезно сказать, что это надпись «Осторожно, клещ!». (Смеется.) В ней было все, что мне нравится.