Как вручали «Инновацию»
Сам по себе факт проведения церемонии – повод для радости: в начале 2019 г. существование единственной в России государственной премии в области современного искусства вызывало сомнение. И лишь в апреле стало известно, что 14-я «Инновация» будет.
Заграница и регионы
В апреле утвердили и состав экспертного совета, в который впервые, за исключением единственного москвича – старшего куратора «Гаража» Екатерины Иноземцевой, вошли сплошь представители регионов: куратор Балтийского филиала ГЦСИ Данил Акимов, арт-директор Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева, директор Красноярского музейного центра «Площадь Мира» Мария Букова, арт-критик и куратор Краснодарского центра современного искусства «Типография» Елена Ищенко, художник из Самары Владимир Логутов и художник из Екатеринбурга, он же куратор будущей Красноярской музейной биеннале 2019 г. Владимир Селезнев – как оказалось, лауреат нынешней «Инновации». И эти имена, и перемещение церемонии в Нижний, где в 1994-м, почти одновременно с ГЦСИ в Москве, был создан его первый в провинции Волго-Вятский филиал, указывает на разворот премии в сторону регионов, где уровень современного искусства давно не уступает столичному.
На «Инновации» есть спецприз, который уже семь лет вручает Французский институт при Посольстве Франции в России. Это трехмесячная стажировке в Cité internationales des arts в Париже, куда поедет Анна Ротаенко, попавшая в шортлист номинации «Новая генерация» за проект Real Weapon. В этом году появилась аналогичная награда правительства Нижегородской области – месяц пребывания в арт-резиденции в Нижнем Новгороде. Туда отправится Света Шуваева, чей проект «Последние квартиры с видом на озеро» был украшением ее персональной выставки в ММОМА.
В жюри «Инновации», кроме директора Музея современного искусства «Гараж» (Москва) Антона Белова, вошли одни иностранцы: директор Центра современного искусства и директор Национальной художественной галереи Болгарии (София) Яра Бубнова; директор Центра современного искусства Futura (Прага) Михал Новотный; профессор Института искусств Курто в Лондонском университете Сара Уилсон и заместитель директора и старший куратор Музея современного искусства Reditory (Гуанчжоу) Дэвид Эллиот.
Удел победителей
«Проектом года» признали «Страсти по Мартену» – мегаперформанс, объединивший документальный театр и инсталляцию с оперой и танцем. Поставленное хореографом Анной Абалихиной действо было показано год назад на фестивале «Арт-овраг» в закрытом мартеновском цехе Выксунского металлургического завода.
Хореограф Анна Абалихина получила премию в номинации «Проект года» за индустриальный перформанс «Страсти по Мартену»
Премию в номинации «Куратор года» получили Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов и Екатерина Лазарева за выставку «Ткань процветания», показанную в 2018 г. в «Гараже». «Художником года» стал Владимир Селезнев, чья ретроспектива «Иногда кратчайший путь – самый длинный» прошла в Арт-галерее «Ельцин-центра» (Екатеринбург). Ее фрагмент – коллажи и инсталляцию «Метрополис» из пустых бутылок и коробок, которые в темноте превращаются в светящийся окнами ночной город, можно увидеть среди работ других номинантов на выставке «Инновация-2019» (куратор – Алиса Савицкая), открывшейся 29 июня в нижегородском «Арсенале» и работающей весь июль.
В номинации «Новая генерация» за перформанс «Пролетайте и соединяйтесь», показанный на фестивале «PROсцениум-фест» в Нижнем Новгороде, лауреатами стали Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская и Антон Рьянов. Лучшим образовательным проектом выбрана созданная Яной Гапоненко Владивостокская школа современного искусства. Награду за региональный проект получили Елена Ищенко и Денис Яковлев, кураторы «Суперобложки» – выставки и фестиваля, посвященных фотографии и фотокниге и прошедших в Центре современного искусства «Типография» в Краснодаре.
Этим список номинаций государственной «Инновации» и ограничивается. Премия в номинации «Книга года: теория и история современного искусства», в которой отдельное, для этой награды выбранное жюри столкнулось с самым трудным выбором, была учреждена совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых. В 2015 г., когда «Росизо» книжную премию упразднило, фонд не дал ей умереть. А теперь фонд даже не упомянули – «Росизо» премию просто присвоило.
В ее шортлист, как всегда очень сильный, вошли, среди прочего, «Сборник статей по итогам трех сессий проекта «Удел человеческий» Виктора Мизиано и Дарьи Пыркиной и замечательная книга Дианы Мачулиной «Трагедия в углу» – каталог ее кураторской выставки в Музее Москвы, в которой участвовали художники из 14 регионов России. Это исключительное во всех отношениях издание еще и составило отличную рифму к региональной тематике нынешней «Инновации». В итоге премию получила книга Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». В этом году Саши Новоженовой не стало, и выбор жюри выглядит естественной данью памяти. Но стоит вспомнить и о принципиальной позиции Новоженовой. «Она писала, что премии способны искусственно создавать вспышки неравенства и превращаться в спектакль рыночной соревновательности среди работников творческого или интеллектуального труда». Это фраза из речи Напреенко, которую хотел зачитать со сцены отец Саши, телеведущий Лев Новоженов, но со сцены она так и не прозвучала, оставшись только в фейсбуке.
Церемонию устроили на Стрелке, в месте слияния Волги с Окой, в одной из чудом уцелевших ажурных конструкций павильонов самой большой в России Нижегородской промышленной и художественной выставки 1896 г. Новый губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поблагодарил градозащитников, отстоявших павильоны, – теперь можно надеяться, что их не сломают. На сцене сидел оркестр Нижегородской филармонии им. Ростроповича, награждения разбавляли концертные номера из классики, исполненной оперными звездами – участниками проходящего в Нижнем фестиваля «Стрелка». Тем, кто награждал лауреатов, оркестранты давали поиграть на своих инструментах: Антону Белову достались литавры, Саре Уилсон – арфа, Евгений Асс уверенно взял пару нот на контрабасе, вспомнив, как в годы учебы в МАрхИ играл с Алексеем Козловым джаз.
Но выступить на церемонии с речью, за исключением губернатора, замминистра культуры Аллы Маниловой и директора «Росизо» Софьи Грачевой, не дали почти никому.
Может быть, дело в том, что из-за непогоды церемонию пытались просто сократить. Успели выступить директор Фонда Владимира Потанина Оксана Орачева (она получала за патрона награду во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России») и Леонид Бажанов, удостоенный главной почетной награды «За вклад в развитие современного искусства». Бажанов – сооснователь и в течение более чем 20 лет художественный директор ГЦСИ – был вынужден уйти оттуда в 2015-м, как раз в момент поглощения институции нынешним «Росизо». А теперь советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, вручая награду, назвал Бажанова «Апостолом Павлом современного искусства». Справедливость вроде бы восторжествовала. Но когда директор «Росизо» долго и вдохновенно рассуждала о славной 14-летней истории премии, ни разу не был упомянут создатель и вдохновитель «Инновации», сооснователь, вместе с Бажановым, и долгое время генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин. Этого тоже требует справедливость, к тому же сегодня Миндлин, уже в качестве директора Музея имени Андрея Рублева, ведет трудную и неравную борьбу за сохранение своего музея. Важно было его поддержать.
О заслугах Миндлина, впрочем, сказала, открывая выставку в «Арсенале», директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор. Она также высказала надежду, что «Инновация» в Нижнем Новгороде задержится года на три – в 2021 г. город отмечает 800-летие. Пока же место проведения следующей церемонии не определено. В отличие от будущего ГЦСИ, который, это уже известно, передают из «Росизо» в ведение ГМИИ им. А. С. Пушкина. Официально об этом обещают объявить в ближайшие дни.
Нижний Новгород