Жан-Юбер Мартен: история одного куратора — The Art Newspaper Russia
Жан-Юбер Мартен впервые появился в Москве в 1978 году. С первых встреч с московскими музейщиками и чиновниками Минкультуры СССР он прослыл искусствоведом крайне несговорчивым и упрямым. Его у нас прозвали «господин Niet». Он входил в состав советско-французского коллектива комиссаров, готовивших списки выставки «Москва — Париж». «Представляешь, — недавно рассказывал мне Мартен, — они всё настаивали на морском пейзаже Рылова. Понтюсу Хюльтену было не с руки торговаться, а я спокойно им говорил: „Коллеги, ну при чем здесь эти гуси? При чем финский берег? У нас выставка о другом. Нет, и всё“. И ведь в итоге они согласились, в Париж эта картина не поехала». В Москве, на повторе выставки, Ирина Антонова, вероятно по приказу начальства, вычеркнула из каталога все упоминания о Льве Троцком. В знак несогласия Мартен явился на вернисаж, где он, как куратор, давал интервью советскому ТВ, со знаком ледоруба на лацкане пиджака. «Они вечно искажают историю, — говорит Мартен, за многие годы работы в России приучившийся мыслить нашим противопоставлением «мы — они», — а нам, французам, было важно показать одного из теоретиков сюрреализма, автора первого манифеста».
С сюрреализмом Мартена многое связывает. Он с юности обожал дадаистов. Герои его первых выставок — Ман Рэй, Ричард Линднер и Франсис Пикабиа.
Попав в стартовый коллектив Центра Помпиду, Мартен получил от директора задание изучать и готовить к экспозиции переданный в дар новообразованному музею кабинет Андре Бретона со всем собранием картин, объектов и раритетов. Эта работа многое предопределила в творчестве Мартена. Она открыла ему малоизученную, оборотную сторону искусства — художественную практику «других». Это и ар-брют дилетантов и душевнобольных, но прежде всего это высоко ценимая сюрреалистами ритуально-художественная продукция «дикарей» — все эти маски, шаманские украшения, изваяния духов Африки, Латинской Америки и Океании, страстным собирателем которых был Бретон. В процессе их описания Мартен сблизился с выдающимся антропологом Клодом Леви-Строссом, который научил его с эстетической, а не с привычной этнографической точки зрения оценивать «примитив». Так сама судьба подвела Мартена к новому видению современного искусства, которое он продемонстрировал через десять лет в грандиозном выставочном проекте «Маги Земли». Эта выставка, одно из важнейших экспозиционных событий ХХ века, создала в 1980-е годы предпосылки к настоящей эстетической революции, поменявшей множество ценностных критериев в деятельности музеев, галерей, коллекционеров и арт-рынка. Тут следует заметить, что работа куратора сродни дирижерской. Мало иметь талант и выучиться профессии — нужно, чтобы случай даровал тебе управление целым коллективом — оркестром или музеем.