Многоцелевая ракета Thales LMM Martlet. Угроза нового поколения
Несмотря на все трудности, Великобритания завершила разработку и приняла на вооружение легкую многоцелевую управляемую ракету Thales LMM. Это изделие предназначается для использования на вертолетах, катерах и сухопутных платформах, а также в составе переносных зенитных комплексов. Его задачей является поражение различных наземных, надводных и воздушных целей. Ракета уже выведена на международный рынок, продается третьим странам и даже применяется в боевой обстановке.
Многоцелевое оружие
В конце двухтысячных годов министерство обороны Великобритании запустило программу Future Air-to-Surface Guided Weapon (Light) или FASGW(L), целью которой являлось создание легкой ракеты «воздух-поверхность» для вертолетов морской авиации. В 2008 г. заказ на разработку такого проекта получила компания Thales Air Defense Ltd.
В основу нового изделия FASGW(L) легли наработки по предыдущим проектам Thales, в первую очередь, по ПЗРК Starburst и Starstreak. Применение таких решений позволило расширить планы, и целью проекта стало создание многоцелевой ракеты для разных платформ, от вертолетов до переносных зенитных комплексов. На этом этапе программа FASGW(L) получила новое обозначение LMM (Lightweight Multirole Missile – «Легкая многоцелевая ракета»).
В апреле 2011 г., еще до начала испытаний, Минобороны выдало подрядчику предварительный контракт на серийное производство. По его условиям, компания Thales с 2015 г. должна была поставить 1000 ракет в варианте для вертолетов КВМС. Основным носителем такого вооружения выбрали вертолет AgustaWestland AW159 Wildcat.
Летные испытания начались в октябре того же года и показали общие возможности изделия. Однако отработка комплекса затянулась, и серию удалось запустить только в 2020 г. Вскоре после этого начались поставки готовых LMM, принятых на вооружение под названием Martlet («Ласточка»). В мае 2021 г. была достигнута начальная операционная готовность, а полная ожидается только в 2024-м.
В 2019 г. прошли испытания изделия LMM в качестве зенитной ракеты, причем сразу на двух комплексах. Первый ЗРК был выполнен на базе корабельной артиллерийской установки DS30M Mk 2, а второй изготовили из серийного ПЗРК Starstreak. Корабельная ракетно-пушечная установка хорошо показала себя и вскоре поступила в опытную эксплуатацию на одном из строевых фрегатов.
Судьба ПЗРК Martlet в течение некоторого времени оставалась неясной. Но в прошлом году первые партии серийных изделий поступили в части. В войсках новые LMM дополняют имеющиеся комплексы Starstreak. Кроме того, в последние недели стало известно о начале экспортных поставок. Более того, один из импортеров даже успел использовать новое оружие в условиях реального конфликта.
Универсальная ракета
В основе проекта LMM Martlet в его окончательном виде лежит оригинальная идея. Была создана легкая управляемая ракета с необходимыми летными и боевыми характеристиками, на основе которой выполнили несколько разных комплексов. Последние включают свои собственные пусковые установки и унифицированный блок управления.
Ракета LMM выполнена в цилиндрическом корпусе с заостренной головной частью. Вблизи обтекателя расположены рули без возможности складывания; в хвосте помещаются складные стабилизаторы. В головном отсеке находится аппаратура управления, за нею размещена боевая часть, а хвостовой объем отдан под двигатель. Длина изделия без ТПК составляет 1,3 м, внешний диаметр 76 мм. Масса – 13 кг.
Изделие оснащено комбинированной системой наведения, включающей хвостовые приемники лазерного излучения и оптическую ГСН под головным обтекателем. Имеется несколько режимов работы. Ракета может лететь по лазерному лучу, как изделие Starstreak, или наводиться на подсвеченную лазером цель. На конечном участке траектории включается инфракрасный режим ГСН.
Ракета несет кумулятивно-осколочную боевую часть массой 3 кг. Подрыв производится лазерным неконтактным взрывателем, окна которого находятся за обтекателем. Параметры кумулятивной струи и осколочного поля не уточняются. Сообщалось лишь то, что LMM эффективно борется с воздушными целями и наземными бронеобъектами.
В проекте Martlet использовали двухрежимный твердотопливный двигатель, отличающийся от двигателя на ракете Starstreak. Он разгоняет ракету только до 1,5М, однако обеспечивает управляемый полет на 8 км. Предполагается, что сокращение скорости не только улучшило дальность пуска, но и упростило процесс управления и наведения.
Носитель ракеты LMM, вне зависимости от его класса, должен иметь крепления для установки ТПК и унифицированную аппаратуру управления. Последняя включает оптико-электронные средства с ночным каналом, лазерным дальномером-целеуказателем и, в некоторых комплектациях, автоматом сопровождения цели.
Для вертолетов разработана подвесная пусковая установка традиционного вида под пять ТПК «Ласточек». На кораблях и катерах предлагается ставить установку DS30M Mk 2 с дополнительными креплениями на пять ракет. В версии ПЗРК ракета Martlet используется с блоком управления и другой аппаратурой от комплекса Starstreak. В частности, полностью совместима существующая трехзарядная пусковая установка, размещаемая на треноге или на подходящем автомобиле. На различных выставках демонстрировались БПЛА среднего класса, несущие по одной или две ракеты LMM.
На вооружении и в бою
С 2020 г. серийные ракеты LMM поставляются в части морской авиации КВМФ Великобритании. Их используют вертолеты Wildcat. С прошлого года универсальный ракетный комплекс активно используется в учебных мероприятиях. Ракеты применяются по надводным и береговым целям и показывают хорошие результаты. Почти одновременно с флотом новые ракеты в варианте ПЗРК получила армия. Она тоже использует их в учебных стрельбах.
Не так давно, в конце марта, стало известно о первой экспортной поставке ПЗРК Martlet. Неизвестное количество таких систем передали армии Индонезии, которая уже эксплуатирует более старые изделия Starstreak. Оружие освоено и используется на учениях.
По данным британских СМИ, в конце марта первая партия «Ласточек» была передана вооруженным силам Украины, и уже 1 апреля состоялось первое боевое применение. В дальнейшем украинские источники несколько раз публиковали видео с пуском таких ракет, что свидетельствует о развертывании и попытках боевого применения. При этом, несмотря на громкие заявления, подтвержденные случаи поражения российских летательных аппаратов британскими ракетами отсутствуют.
На поставку ПЗРК Martlet украинской армии следует обратить особое внимание. Он показывает, что Великобритания готова посылать Украине даже самые новые образцы вооружений, в т.ч. не получившие достаточного распространения в ее собственной армии. По всей видимости, LMM отправили с целью испытаний в условиях конфликта с участием развитой державы. Пуски ракет по российским самолетам, вертолетам и БПЛА позволят британским специалистам определить реальный потенциал комплекса. Какие выводы делаются по результатам первых пусков и как они изменятся в дальнейшем – большой вопрос.
Ожидаемый потенциал
В прошлом разработчики сообщали, что в ходе испытаний на всех носителях ракета LMM подтвердила расчетные тактико-технические характеристики и показала высокую эффективность. Аналогичные результаты были получены во время учебных стрельб в войсках. В целом ракета получила высокие оценки, что обусловлено удачным сочетанием технических решений и полученных параметров.
Главным преимуществом LMM считается совместимость с разными платформами. Оно упрощает перевооружение и снабжение разных родов войск, а также позволяет более гибко осуществлять оборону в ближней зоне, поражая воздушные и наземные / надводные цели. От других ракет своего класса Martlet отличается оптимизированными летными характеристиками. Так, за счет сокращения скорости удалось повысить дальность, а вместе с тем увеличить время и упростить наведение на цель внешними средствами.
Большой интерес представляет комбинированная система наведения. «Полет по лучу» при управлении с носителя резко упрощает и удешевляет конструкцию ракеты, а также повышает устойчивость к оптико-электронному подавлению. Также сохранена традиционная для ПЗРК инфракрасная ГСН со всеми ее преимуществами. Она работает только на конечном участке траектории, что снижает требования к ней и тоже удешевляет конструкцию.
Впрочем, имеются и явные проблемы. Так, системы наведения не работают по принципу «запустил-забыл», что усложняет применение ракет. Вертолет-носитель или оператор ПЗРК должны удерживать лазерный луч на цели практически до момента попадания ракеты. Не во всех ситуациях это возможно или безопасно.
Потеря визуального контакта с целью или иные факторы могут сорвать наведение до того, как в работу включится ИК ГСН. Помехой на этом этапе могут стать дымовые завесы и даже чрезмерно плотная облачность. На конечном участке наведению способны помешать ложные цели.
Также следует учитывать, что ракета в составе авиационного и переносного комплексов поступила на вооружение не так уж давно. Несмотря на длительную отработку, она может сохранять те или иные «детские болезни». Кроме того, операторы комплексов должны иметь необходимую подготовку и наработать определенный опыт.
Новая угроза
Минобороны Великобритании желало получить легкую управляемую ракету для вертолетов, но затем расширило свои пожелания. Промышленность справилась с более сложным заданием и сумела создать универсальную ракету для разных носителей и комплексов. Готовое изделие LMM и сопутствующие устройства прошли испытания и поступили на вооружение как Великобритании, так и некоторых иностранных государств.
Прямо сейчас LMM / Martlet проходит проверку практикой, в рамках учений разных стран и даже в ходе реальных боев. Какие выводы можно будет делать по результатам учебного и боевого применения, неизвестно. Однако уже сейчас понятно, что новая британская ракета способна представлять опасность – и ее необходимо учитывать при организации боевых вылетов и определении планов по развитию боевой авиации.