«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда — The Art Newspaper Russia
К сожалению, искусствоведам до сих пор не известно, кто был заказчиком этой картины. Джэкалл собирается исследовать французские архивы и надеется, что ей удастся обнаружить новые данные. Пока что вся имеющаяся у нас информация ограничивается свидетельством из мемуаров драматурга Шарля Колле, который в октябре 1767 года упомянул лишь о том, что заказчик был «придворным господином».
Колле рассказывает, что заказчик принял художника Габриэля-Франсуа Дуайена «в своем „холостом доме“ вместе со своей любовницей». Первоначально он предложил этот заказ самому Дуайену, сказав: «Вы поместите меня так, чтобы я мог видеть ноги этого прекрасного дитяти», которая «будет сидеть на качелях, а их будет раскачивать епископ». Дуайен не решился взяться за столь непристойный сюжет и предложил вместо себя Фрагонара, который с готовностью согласился на работу.
Благодаря реставрации на полотне Фрагонара прояснились многие детали. Корсаж девушки богато отделан кружевом, а грудь теперь очерчена более отчетливо. Девушка сидит на элегантных качелях, сделанных из позолоченного дерева и обитых дорогой красной тканью, — совсем не то, что ожидаешь встретить в дикой роще. Выражение ее лица приобрело поразительную живость, а в целом, как отмечает Джэкалл, она теперь выглядит «более чувственно».
Хотя качели продолжали набирать высоту, одна из туфелек слетела с ее ноги. Создается впечатление, что это вовсе не случайность и что она сама скинула ее по направлению к своему юному поклоннику. Он в восхищении и онемении не сводит широко распахнутых глаз с приближающейся в полете девушки. Хотя левой рукой он галантно снимает свою шляпу, в движении правой угадывается страх.
Но кто же этот мужчина справа? Расчистка показала, что он одет не в черные одежды епископа, а в синий костюм светского человека. Джэкалл предполагает, что сцена может изображать любовный треугольник с пожилым мужем и молодым любовником, что отражено в композиции картины. Либо мужчины могут быть отцом и сыном, охваченными страстью к одной женщине.