В Русском музее завершилась реставрация трех грамот XVII века — The Art Newspaper Russia
Грамоты, челобитные и другие старинные документы — не вполне традиционные для художественного музея, каковым является Государственный Русский музей, предметы коллекционирования и хранения. Три грамоты XVII века — единственные такого рода экспонаты в собрании его отдела рукописей. Больше столетия эти свитки старой бумаги никто не разворачивал. Теперь текст древних документов можно прочитать.
История появления этих предметов в коллекции Русского музея до недавнего времени ограничивалась только датой поступления — 1912 год. Прежде чем приступить к реставрации, хранитель отдела рукописей, искусствовед Елена Чурилова провела исследование, в ходе которого установила: рукописи принес в музей крестьянин Вологодской губернии Василий Иванов. Как к простому крестьянину попали три старинные грамоты, одна из которых подписана царем Алексеем Михайловичем, осталось неизвестным. Неизвестно и то, почему Иванов принес их в Русский музей императора Александра III. Возможно, его впечатлило название или кто-то подсказал крестьянину, что императорский музей собирает старинные предметы. Так или иначе, три свернутых в плотные рулоны документа XVII века оказались в ГРМ.
Бумажные документы в допетровской России традиционно хранились в свитках, или, как их еще называют, столбцах. Столбец — длинная бумажная лента, которая получалась из нескольких листов, склеенных между собой. Если листов не хватало, подклеивали следующий. Чтобы предохранить документ от подлога, на обороте каждого листа писавший текст дьяк или подьячий ставил свою подпись — «скрепу». Текст писали с одной стороны, при скручивании он оказывался внутри, что позволяло ему лучше сохраниться. Иногда такие столбцы-свитки достигали десятков и даже сотен метров в длину, как, например, почти 300-метровое Соборное уложение 1649 года. Свитки из отдела рукописей ГРМ не такие длинные — всего около метра.
По словам Евгении Щукиной, художника-реставратора высшей категории, в музее есть и другие древнерусские объекты на бумаге, в частности так называемые прориси — образцы для икон, которые рассылались по монастырям. Но это печатные листы, а работа с рукописями требовала особого подхода.
«Поскольку эти столбцы-свитки находились более 100 лет в свернутом состоянии, — рассказала Евгения Щукина, — то в первую очередь их нужно было распрямить. Обычно пересохшие бумажные экспонаты промывают в дистиллированной воде для придания им эластичности. В данном случае такой прием был совершенно невозможен из-за водорастворимых чернил на основе сажи. Иначе мы могли повредить текст. Поэтому использовали так называемое отдаленное увлажнение в водяных парах».