От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране — The Art Newspaper Russia
Знакомство с художниками и их работами начинается в музее, а знакомство с музеем — с фильма «Внутри Уффици». Мир музея — это модель современного мира, где сталкиваются национальные интересы, а конфликт поколений метафорически представлен в сюжете о том, как рядом с залами, где восторженно замирают перед работами Боттичелли, размещают современную скульптуру.
Скульптура Жауме Пленсы в фильме «Вы меня слышите?» с удовольствием покидает пределы музея: она лучше чувствует себя в открытых публичных пространствах, Пленса задает ритм городской среде. В его фонтанах можно купаться, и это почти цитата из классики — вспомним, с каким удовольствием герои «Сладкой жизни» Феллини плещутся в римском фонтане Треви. Для японского города Огидзима Пленса сделал павильон в порту; по форме он похож на черепаху (это один из символов Японии), а его прозрачная конструкция напоминает о родных для скульптора испанских кружевах.
Японскую тему продолжает «Поездка в Токио» — виртуальная экскурсия по городу, где нашим гидом становится Рюэ Нисидзава. Авторы начинают путешествие с архитектором-звездой ранним дождливым утром, а заканчивают ироничной романтической сценой в лунном свете на крыше знаменитого дома Морияма, построенного Нисидзавой в 2005 году.
С традиционным японским искусством аниме нас знакомит фильм о творчестве Сатоси Кона — «Сатоси Кон, иллюзионист». Подобно художникам романтизма, он увлечен темой конфликта человека и общества, но уже в современную эпоху, когда кино, телевидение и интернет умножают виртуальные реальности.
Создатели фильма RIBOCA предлагают зрителям виртуальное путешествие по биеннале современного искусства, которая должна была состояться в Риге в прошлом году, но была практически отменена из-за пандемии — и тогда ее организаторы решили снять фильм, в котором кураторы Ребекка Ламарш-Вадель и София Лемос рассказывают о готовых работах, расположенных на территории бывшего грузового порта в Андрейсале.
Выдающийся немецкий режиссер Ульрике Оттингер в фильме «Парижские каллиграммы» дарит зрителю путешествие во Францию времен студенческих волнений 1960-х годов, возвращаясь в эпоху собственной юности. В городе своего детства, Белграде, оказывается и Марина Абрамович в фильме «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети». Ностальгические путешествия обеих великих женщин неожиданным образом не замыкают, а размыкают круг: воспоминание и возвращение в прошлое дают возможность переоценки триумфов и неудач, увлечений и разочарований, открывая новое понимание того, что уже известно или почти забыто.
В «Дневниках Цугуа» Мигель Гомеш вместе с Маурин Фазендейру заняты поисками утраченного во время карантина времени. Сами они явно не теряли времени даром: снятый ими фильм летом этого года оказался в каннской программе «Двухнедельник режиссеров».
Произведения Леонардо да Винчи давно заняли самые почетные места в крупнейших музеях, но с его именем по-прежнему связаны громкие провокации в мире арт-бизнеса. Разобраться в сложных отношениях миллиардеров, искусствоведов и дилеров пытаются авторы фильма «Утраченный Леонардо», основанного на реальных событиях с картиной «Спаситель мира» и в то же время странно напоминающего киноленту Кристофера Нолана «Довод» — там сюжет закручивается вокруг рисунка Брейгеля.
Не менее интересно наблюдать за событиями фильма «Харджиев. Последний русский футурист», посвященного драматичной судьбе коллекционера и историка русского авангарда Николая Харджиева. Как в хорошем детективе, важна не только и не столько интрига — не менее любопытно слушать всех участников этой запутанной истории.
История, которая представлена в сериале «Пепперштейн: сюрреалити-шоу», объединяет сразу несколько жанров. Это портрет художника, знаменитого концептуалиста Павла Пепперштейна на фоне семьи, эпохи и страны, которой искусство было необходимо буквально как воздух. Тему сюрреализма, заявленного в названии фильма, органично поддерживают анимационные иллюстрации, которые иногда выглядят более убедительно, чем реальные объекты и локации.
Авторы выбранных нами в этом году фильмов находят разные причины и поводы поговорить о людях, связанных с искусством, будь то художники, кураторы или музейные хранители. Здравый смысл заставляет нас задуматься: почему произведения искусства вызывают такие эмоции, споры и запреты? наконец, почему они продаются за большие деньги? Вероятно, потому что способны изменить наше видение мира и наше представление о ценностях — а это дорогого стоит.