Диана Вишнева: «Мы впервые танцуем в Эрмитаже» — The Art Newspaper Russia
Давайте вспомним ваш грандиозный проект — фильм «Слепок», который вы сняли совместно с Пушкинским музеем, фондом Дмитрия Аксенова и вашим фестивалем и премьера которого была весной. Идея переложить на язык движения залы Пушкинского музея со слепками, всю историю мирового искусства была очень смелой. Не хотите повторить нечто подобное в другом музее?
Естественно, я думаю об этом. В моем репертуаре, например, есть прекраснейший спектакль Марты Грэм «Лабиринт», это переосмысленная великим хореографом легенда об Ариадне и Минотавре. Я очень бы хотела перенести эту постановку в музейное пространство и исполнить ее, например, в залах Эрмитажа. Это все равно что станцевать на каких-то раскопках историю греческого мифа. Как каждая сцена имеет свою атмосферу, музей тоже создает невероятную и новую историю существования и самого себя, и собственного диалога со зрителем, совершенно в другом измерении. Буду надеяться, что эта идея претворится в жизнь. Но видите, как «Слепку» помогла ситуация с локдауном. Музей был закрыт, и у нас была возможность находиться в залах столько, сколько нам нужно, поэкспериментировать. Это было невероятное ощущение творчества! Когда вышел «Слепок», мы даже не предполагали, что он возымеет такой успех. Мы думали, что это какая-то достаточно закрытая лабораторная история, а вылилось все в такой прокат по всем городам России и даже за рубежом! Сейчас мы в предвкушении европейской премьеры «Слепка». Она состоится в Вене на ярмарке современного искусства viennacontemporary в сентябре.
Вы тоже участвовали в фильме, в этих съемках в музее. В чем кардинальное различие между обычной сценой и музейными пространствами? Как вы себя чувствуете в музее, что там иначе?
Ты гуляешь по истории. Я выросла в Петербурге, для меня это город истории, традиции, архитектуры и искусства, культуры. Я училась в Академии Вагановой, одной из самых лучших старинных школ классического балета. Я танцую и танцевала в Мариинском театре, Мекке классического наследия, где создавалось большинство мировых балетных шедевров. Я пропитана этой историей и той памятью поколений, которую нам передавали. Так же и в музее: я питаюсь и от самого музея, и от его экспонатов. Изобразительное искусство, современный танец, музыка, кино, русские хореографы, русские композиторы, русские танцовщики — все вместе они были в нашем фильме. Это уникально: разных творческих людей вот так быстро собрать, вдохновить, чтобы они прониклись, каждый своим залом. И главной задачей стала фиксация движений истории. По сути, мы сделали слепок сегодняшнего дня нашим «Слепком». Ключевой была тема человека в многообразии пластических форм, площадкой для творческого эксперимента — пространство классического музея. И то, как молодые российские хореографы — финалисты конкурса фестиваля разных лет справятся с такой серьезной задачей. Миссия нашего фестиваля — продвижение отечественного современного танца. И мы все время ставим нашим хореографам такие задачи, которые бы их тоже мотивировали расширять кругозор, широту знаний. Танец был специально поставлен для съемки, это не то, что хореографы заготовку сделали для сцены — и сказали: вот, снимайте. Нет, они что-то меняли в своих постановках уже на месте, во время съемочного процесса, они понимали, что будут общаться с оператором, с режиссером. И я считаю, что со своей задачей они справились прекрасно.