Установлен новый рекорд цены для работы Кузьмы Петрова-Водкина — The Art Newspaper Russia
«Русская неделя» в Лондоне началась более чем бодро: серию торгов открыл аукцион Christie’s, топ-лотом которого была работа Кузьмы Петрова-Водкина, проданная за рекордные £9,3 млн (включая комиссию аукционного дома). Это почти в девять раз больше осторожного эстимейта в £1–1,5 млн. Напряженная борьба между несколькими участниками в зале и по телефону завершилась победной ставкой в £8 млн, которую сделала международный директор отдела русского искусства Сара Мэнсфилд от имени своего клиента, участвовавшего в торгах по телефону.
Шестизначные суммы в результатах аукционов русского искусства, скорее, редкость в последние годы: в каталогах торгов не всегда присутствуют лоты, которые были бы оценены в миллион фунтов, и уж тем более дороже. Теперь в рейтинге самых дорогих художников, проданных на аукционах русского искусства, Петров-Водкин занимает почетное первое место (Кузьма Петров-Водкин — £9,286 млн, Валентин Серов — £9,266 млн, Николай Рерих — £7,9 млн), обойдя, например, Наталию Гончарову (£6,4 млн) и Илью Репина (£4,5 млн).
Картин Петрова-Водкина такого уровня не было на рынке с 2012 года, когда на торгах MacDougall’s другой натюрморт, «Яблоки и яйца», ушел с молотка за £2,3 млн — до сегодняшнего дня это был аукционный рекорд цены для художника. «Натюрморт с сиренью» 1928 года — работа с таким провенансом, которого желают своим произведениям все коллекционеры. В 1932 году картина была включена в экспозицию советского павильона на Венецианской биеннале, что подтверждает фотография павильона (правда, не слишком четкая). Затем натюрморт, очевидно, был включен в программу обмена работ русских современных художников на произведения их итальянских коллег, инициированную Борисом Терновцом, искусствоведом и критиком, с 1928 по 1941 год директором Государственного музея нового западного искусства. Его итальянским партнером был искусствовед и издатель Джованни Шейвиллер (1889–1965). Например, он познакомил Терновца с Джорджо Моранди; в благодарность директор ГМНЗИ подарил Шейвиллеру натюрморт Петрова-Водкина (а в собрании музея появился «Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года — теперь в ГМИИ). Наследники Шейвиллера бережно хранили картину, но не задумывались о ее ценности, и известие о том, что она может стоить более миллиона, повергло их в изумление. Еще более поразительным, чем сам натюрморт, глава отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен в шутку назвал оборот полотна. Там сохранились многочисленные наклейки, в том числе об участии в Венецианской биеннале и выставке в Институте Карнеги в США в 1928 году.
«Натюрморт с сиренью» 1928 года композиционно очень схож со знаменитой «Черемухой в стакане» 1932 года из Русского музея: та же синяя скатерть (по воспоминаниям дочери художника, он везде возил ее с собой), та же глянцево-красная обложка журнала L’Art vivant (как оказалось, это январский выпуск 1925 года, для которого Петров-Водкин дал интервью). Однако в стакане — не белая черемуха, а лиловая сирень; виден уголок письма и коробок спичек с самолетиком.
Специалистами Christie’s в уголке картины обнаружена вторая дата, причем перевернутая — это навело на мысль, что для натюрморта художник взял уже однажды использованный холст. При съемке в инфракрасном свете стало видно, что под натюрмортом — незаконченная «Мадонна с младенцем» (рисунок к ней хранится в одной частной коллекции).
Торги Christie’s в Лондоне продолжаются. Из других важных продаж сегодняшнего дня можно отметить £419,2 тыс. за «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки и £323,2 тыс. за пейзаж Ивана Шишкина «Сиверская» (обе картины предварительно были оценены в £200–300 тыс.).