Евгений Гранильщиков: «Мои работы — комментарии к современному историческому процессу» — The Art Newspaper Russia
Как вы оцениваете ваш кураторский опыт?
В тот момент я не чувствовал сплоченности в арт-сообществе. Во время пандемии многие художники потеряли связь друг с другом. Эта ситуация меня сильно фрустрировала, и мне захотелось сделать общую выставку и пригласить разных художников. Если раньше, до середины 2010-х, в целом было ясно, что такое арт-сообщество, то в прошлом году мне перестало казаться, что я это понимаю, как будто все связи оборвались и растерялись, хотя я сам всегда воспринимал свою практику как партизанскую. Я переживал эту ситуацию, и мне хотелось восстановить утраченные связи.
Вы часто пытаетесь запечатлеть длительность уходящего момента. Ваша выставка «Как исполнять историю (часть 1)», которая прошла в ноябре в галерее XL, тоже об этом — о способе записи истории. Как она создавалась?
Мы с арт-критиком Александром Евангели делали совместную лекцию про Дзигу Вертова, и он в какой-то момент сказал, что главный медиум современности — это история, но сейчас она экспроприирована государством. Меня заинтересовала эта мысль. Я думаю, он сильно повлиял этим на мой проект в галерее XL и на его финальное название «Как исполнять историю?». Я пытался найти емкое высказывание, такое же точное, как выступление с политической трибуны, чтобы выразить свою позицию художника в ситуации, когда история нам не принадлежит. Эти работы являются комментариями к современному историческому процессу, поэтому они так метафоричны. Например, «Флаг» связан с цензурой. Мы видим достаточно театрализованную сцену, где на переднем плане лежит ткань. Это фотографический хромакей, символизирующий флаг. Меня, как художника, интересовал сам этот предмет — хромакей, пустой знак, который всегда можно чем-то заменить или наполнить.