Необычные работы из текстиля и волокон в стиле fiber art вызвали споры у посетителей выставки «Закулисье» — Ключ-Медиа
К граффити на улицах городов мы уже привыкли, без них даже как-то скучно. Но дом, фасад которого превратился в большую инсталляцию, определенно обращает на себя внимание. Так произошло с двухэтажным зданием № 8 на Девической, преобразившимся буквально на днях. Там, в центре современного искусства «Флигель», открылась выставка современного искусства fiber art «Закулисье».
Fiber art — творческие эксперименты с волокнами — стали популярными за рубежом еще в конце прошлого века. В России это направление пока что в стадии становления и развития. Но тем оно и интересно художникам, ищущим новые способы самовыражения.
То, что владимирцы могут увидеть на фасаде «Флигеля» — объект site-specific, выполненный в технике utugami художниками Текстильной лаборатории. Site-specific — это творение, которое создано для конкретной локации, выбрав это место единственной средой существования. Как говорил художник Ричард Серра, который и ввел в обиход это понятие: «Переместить работу — разрушить работу». Так что инсталляция адресована именно владимирцам и вдохновлена зданием «Флигеля».
Теперь о utugami. Созвучность с оригами не случайна, но к Японии не имеет отношение. Зато к утюгам — прямое. Эксклюзивная техника родилась в недрах Текстильной лаборатории. И не без помощи ковидного локдауна.
Творческое объединение организовали Лиза Ольшанская — художник, преподаватель Британской школы дизайна, и Александра Островская, специалист по коврам, дизайнер-график, педагог, разработавшая технику ткачества широкими полосками ткани.
Новый проект Текстильной лаборатории задумывался как исследование, и внезапно получилась новая техника. Utugami — это эксперименты с тканью, которая? в отличие от бумаги, так просто не примет желаемую форму. Закрепить линии сгиба помогает утюг.
Аня Журко, одна из участниц объединения рассказывает:
«Во время изоляции наши рабочие процессы разворачивались в зуме. Брали свои утюги и перед экраном компьютера начинали работу. Резали, клеили, гладили, обсуждали процесс и результаты. Конечно, японское искусство оригами нас вдохновляло. Важным для нас было создать объем наших объектов».
Для авторов нового направления, utugami соединяет абстракцию и символ, жест и эксперимент, простоту и минимализм, свет и тень, ритм заложенных складок, бесконечные возможности трансформации. И если на фасаде здания site-specific выполнен в технике холодного utugami, то внутри — за кулисами — горячего. Разные материалы требуют разного подхода.
Куратор выставки Алена Райхер уточняет, что fiber art расширил понятие текстиля как материала. Металлические и пластиковые сетки, полимерные волокна — художники смело используют скрытые, не всегда очевидные широкой аудитории возможности материалов, подчас сочетая несочетаемое и объединяя разрозненное.
Алена — антрополог, продюсер образовательных проектов о текстиле в искусстве. Как специалист по эволюционным процесса и влиянию на них социальных и культурных факторов, убеждена, что волокна и текстиль — надежные трансляторы из прошлого в будущее секретных кодов мироздания. Но все же сфера научных интересов Алены — текстильные практики в современном искусстве. И потому она считает, что у fiber art в России — большие перспективы.
Так и мастерицы из Текстильной лаборатории соединили в единую композицию самые разные творения. Маша Первушина любит работать с обычной марлей, считая, что с ее помощью можно создать зыбкость и слоистость. Мечты о мастерской у моря во время самоизоляции воплощались в тематические инсталляции.
Александра Островская о своем вкладе в общее творчество говорит, шутя: «Я хотела делать лица и обнаженную натуру, но каждый раз получаются солдаты разных эпох». Композицию, сделанную для «Флигеля», дополнили ее рыцарь, солдат Первой мировой войны и боец Великой Отечественной.
Надя Карпинская живет в Швейцарии, она онлайн-участник лаборатории. Ее utugami — это игра «Угадайте известную картину». В работе, представленной на этой выставке, даже школьники узнают красного коня Петрова-Водкина.
Анна Плотникова в своей серии ЗаМЕТКИ UTUGAMI собрала работы коллег и зафиксировала на фото и видео их взаимодействие с окружающей средой, создав коллажи на пленэре. В фоторамках — статичные и подвижные utugami разных художников на фоне гаражей, обшарпанных дверей, разномастных заборов, даже на решетке кондиционера, потоки воздуха от которого создают эффект полета.
«Закулисье» по замыслу Алены Райхер, собравшей вместе очень разных мастеров, приглашает к разговору о том, что скрыто от большинства зрителей готовых работ.
«Их ждет путешествие в „закулисное пространство“, внутренний мир автора, где в алхимической реакции памяти, опыта и воображения кристаллизуются идеи произведений и начинается процесс их создания», — обещает куратор.
И это похоже на правду. Центр всей экспозиции, сразу привлекающий внимание, — вязаная «Ракета» и «Клубки вселенной» постконцептуалиста Леонида Тишкова.
Чтобы понять замысел автора, надо знать, что огромная фигура, похожая на лоскутный коврик, связана из бывших в употреблении вещей родных и близких Леонида, в том числе и ушедших. На своей ракете художник отправляется в путешествие-воспоминание, связав воедино судьбы всех, кто ему дорог.
Рассказывать про выставки — дело неблагодарное. Это надо видеть. Но можно раскрыть несколько секретов, о которых проговорились художники. Дарья Неретина обычно работает с фарфором. Участвовала в 50 групповых вернисажах и спецпроектах. Ее работы были представлены на аукционе Sample в рамках выставки «Потри нос бронзовой собаки», на аукционах Phillips в Москве и Лондоне. Ее работа «Укрытие» — соединение мягкого пластичного бархата и льдистого глянцевого фарфора.
Дарья призналась в своей любви к белому цвету.
«Но белое я не ношу, потому что стоить надеть что-то, как тут же посажу пятно», — смеется девушка.
Алена Райхер на кураторской экскурсии в день открытия выставки заинтриговала посетителей, сказав, что только участники монтажа знают, что на самом деле укрывает работа, и что там — за кулисами.
Гости выставки, мучимые любопытством, все-таки вынудили Дарью открыть секрет.
«Полотно я расшивала во дворе своего дома. Решила передохнуть, выпить чаю. И… Ну, как обычно! Вывести пятна не удалось. Так что изнанка моей работы скрывает нюансы творческого процесса», — смеется художница.
Экспозицию в целом куратор Алена Райхер описывает как мультимодальную и междисциплинарную. Работа Дарьи — наглядный тому пример.
Точно попадает в концепцию художник Катя Исаева. Она лингвист-переводчик по первому высшему, училась в университете искусств в Лондоне, позиционирует себя как междисциплинарный художник, ищет свою нишу в искусстве. Много выставляется, участвует в международных фестивалях видеоарта. Один из самых красивых ее проектов — серия копий средневековых гобеленов со сценами охоты на единорога, с нашитыми на них текстами известных песен на английском языке. Древнейшее мифическое существо — единорог — частый герой старинных гобеленов. В работе, привезенной во Владимир, единорог «поет» куплет из песни Creep группы RadioHead.
В экспонатах «Закулисья» он встречается трижды. Например, внушительных размеров череп единорога, сотканный Наталией Цветковой из проволоки. Наталья — доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, кандидат искусствоведения. Участник более двухсот российских и международных выставок, в том числе персональных, дипломант и лауреат почти 20 из них. Автор учебного пособия «Ручное ткачество. Традиции и современность» и статей о современном текстильном искусстве.
Мифический зверь попал в «Закулисье» не случайно. По легенде, подчинить зверя могла лишь дева леса, которая гуляла по тропинкам с веретеном. Выставка же — первое мероприятие международного фестиваля ремесленного текстиля и ткачества «ПряхаФест», который пройдет во Владимире с 18 по 20 июня. Так что веретена и клубки, как элементы экспозиции, не удивительны. Их привезла Катя Гаркушко.
Она сейчас изучает отношения между художником, произведением и зрителем. А владимирцам предлагает унести не только впечатления от своей работы: от розового клубка, который держат гипсовые руки ее авторства, можно оторвать ниточку — на удачу и здоровье. До 4 июля это можно сделать в любой день недели!
В материале использованы фото Антона Пугачева и Максима Амельченко