Что покажут на Венецианском кинофестивале
Джуд Лоу, Брэд Питт, Хоакин Феникс – только некоторые из звезд, которых ждут в этом году на острове Лидо. Увлеченная конкурентной борьбой с Каннами Венеция бесспорно победила в схватке за особые отношения с Голливудом: премьеры главных оскаровских фильмов теперь проходят именно здесь. Но не рискует ли таким образом старейший в мире кинофестиваль потерять свое лицо?
Американская порция
Звезда дружелюбно делает ручкой поджидающим ее поклонникам и шагает из небольшой лодочки на причал у гостиницы Excelsior, а затем отправляется на фотоколл и пресс-конференцию, после которой уже можно начинать готовиться к вечерней торжественной премьере фильма в Sala Grande. Если останется свободное время, поздно вечером звезда может заглянуть и на площадь Сан-Марко – случайные фотографии с этой прогулки, как и с дневной, в гондоле, вполне могут всплыть в каком-нибудь дружественном издании.
Пиарщики обожают Венецию за хорошую картинку, традиционно более теплый, чем в Каннах, прием (тут даже журналисты добрее) и календарную близость к голливудскому сезону наград. После красивого старта в Венеции сам фильм и рекламирующие его звезды могут смело отправляться в Торонто, Теллурайд и Нью-Йорк – готовить публику и голосующих академиков к премиям различных гильдий, «Золотому глобусу» и «Оскару». Этот сценарий не подвел продюсеров фильмов «Рома», «Форма воды», «Гравитация», «В центре внимания», «Ла-ла-ленд», «Звезда родилась». Каждая вторая публикация о фестивале в американской прессе – именно о том, что Венеция теперь тренировочная площадка перед оскаровской гонкой.
Не удивительно, что в этом году на лениво растянувшемся в Венецианской лагуне острове Лидо покажут «К звездам» Джеймса Грея (астронавт в исполнении Брэда Питта отправляется в космос на поиски давно исчезнувшего отца в исполнении Томми Ли Джонса) и «Джокера» Тодда Филлипса.
Последний совсем уж интересный случай. Мало того, что историю становления самого яркого злодея Готэм-сити снял комедиограф, режиссер «Мальчишника в Вегасе». Роль Джокера вслед за Джеком Николсоном и Хитом Леджером сыграл Хоакин Феникс (картины с его участием часто оказываются в венецианской программе, вспомним хотя бы «Мастера» Пола Томаса Андерсона или мокьюментари «Я все еще здесь» Кейси Аффлека, ради которого Феникс не выходил из образа много месяцев) – букмекеры уже сейчас называют его главным претендентом на «Оскара» за лучшую мужскую роль. Но и это не все, главная новость в том, что «Джокер» станет первым основанным на комиксе фильмом, показанным в главной соревновательной программе кинофестиваля первой руки.
То есть будет соревноваться за симпатии жюри, скажем, с философской картиной шведа Роя Андерссона – режиссера, снимающего кино совсем иного толка. Можно сказать – и не ошибиться, – что директор фестиваля Альберто Барбера хочет не отстать от нового времени и новых иерархий и что фестиваль под его руководством таким образом избавляется от привычки делить искусство на высокое и низкое.
Но правда и в том, что бизнеса в этой стратегии не меньше, чем равнения на современность. Недаром с другим важнейшим трендом дела в Венеции по-прежнему обстоят не очень: из 21 фильма конкурсной программы всего два сняты женщинами – «Идеальный кандидат» Хайфы аль-Мансур и «Молочные зубы» Шеннон Мерфи. Формальное улучшение прошлогоднего соотношения – это в два раза больше, чем было в 2018-м, когда в конкурс вошел один только «Соловей» Дженнифер Кент.
Если женщины в венецианский конкурс по-прежнему проникают с трудом, то изгнанные из Каннов стриминговые платформы чувствуют себя там более чем комфортно (после триумфа нетфликсовской «Ромы» в 2018-м – особенно). Несмотря на давление со стороны европейских кинопрокатчиков (в прошлом году фестиваль обвиняли в том, что, будучи общественной институцией, он превратился в маркетинговый инструмент Netflix), все еще пытающихся остановить нашествие стриминга, Барбера включил в главный конкурс фестиваля нетфликсовские «Брачную историю» Ноа Баумбаха и «Прачечную» Стивена Содерберга.
«Брачная история», в которой сыграли Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер, напоминает о другой картине о разводе, «Крамер против Крамера», и, судя по всему, основана на личном опыте режиссера, прошедшего через развод с актрисой Дженнифер Джейсон Ли.
«Прачечная» же (в ролях тут Мэрил Стрип, Гэри Олдман и Шэрон Стоун) посвящена панамскому досье и журналистскому расследованию, с ним связанному. «Прачечная», судя по всему, будет менее экспериментальной, чем последние работы Содерберга (интерактивный сериал «Мозаика» и целиком снятый на айфон «Не в себе»), зато могла бы хорошо пройти в кинотеатральном прокате – если, конечно, по велению Netflix в нем окажется.
Вне конкурса покажут в Венеции две серии второго сезона сериала HBO «Молодой папа». Правда, почему-то вторую и седьмую, демонстрируя таким образом, что фестивальный мир все-таки сильно отличается от обычного – в обычном за такое разве что не убивают.
Amazon готов продемонстрировать две серии «Ноль ноль ноль», итальянского исследования кокаинового трафика, и полнометражный фильм «Сиберг» – байопик звезды годаровского «На последнем дыхании» Джин Сиберг, сыграть которую взялась Кристен Стюарт.
Таким образом, территория кино, которое раньше традиционно называли фестивальным, сужается: между большими американскими премьерами и релизами стриминговых платформ ютятся в этом году большие режиссеры Рой Андерссон и Роман Полански.
«О бесконечности» – новая долгожданная работа Андерссона (в 2014-м он получил в Венеции главную награду фестиваля, «Золотого льва», за фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии») – вдохновлена «Книгой тысячи и одной ночи», прочитанной режиссером очевидно в крайне аллегорической и оригинальной форме.
Присутствие фильма еще одного классика, Полански, в 1977 г. признавшего себя виновным в сексуальной связи с несовершеннолетней (более мягкая формулировка изначально предъявленного ему обвинения) и бежавшего из США, в конкурсе фестиваля – потенциальный скандал, впрочем никого не удививший. Интересно, что фильм Полански «Дело Дрейфуса» посвящен другому судебному процессу – самому громкому в истории делу, связанному с антисемитизмом.
Русскоязычных фильмов в венецианском конкурсе в этом году нет, зато в параллельную программу «Горизонты» (тут в прошлом году состоялась премьера «Человека, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова) включили картину Дмитрия Мамулии «Преступный человек» (директор Барбера назвал его самым интересным режиссером на постсоветском пространстве), а вне конкурса в Венеции можно будет увидеть новую документальную работу Сергея Лозницы «Государственные похороны» – монтажный, основанный на хронике фильм о похоронах Сталина. Как всегда в случае Лозницы, можно быть уверенным, что архивный материал зазвучит остросовременно.