Что такое консалтинг в искусстве? Отвечают основательницы Smart Art — Бюро 24/7
16 октября, сразу после запуска ретроспективы Йоко Оно, ММОМА открывает еще две выставки. Именные экспозиции показывают российские художницы Анастасия Потемкина и Дарья Иринчеева: первая исследует мир будущего, вторая — слияние офиса и дома в повседневной жизни. Девушкам помогает Smart Art — консалтинговое агентство, специализирующееся в искусстве. С его основательницами, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, BURO. поговорило о желаниях коллекционаров, выставках в музеях и о том, как сделать российское искусство great again.
Smart Art существует уже три года. Сейчас мы работаем с 10 художниками: мы предлагаем им создавать полноценные выставки с нуля. Каждого мы поддерживаем от начала до конца — от разработки до производства проекта. А еще консультируем художников в финансовых и юридических вопросах. Такая модель полностью себя оправдывает: за три года мы вышли в прибыль, сделали персональные выставки практически всем нашим художникам. Другие распланированы до 2021 года.
У нас нет четкого разделения обязанностей. Мы давно дружим, давно вместе работаем, поэтому прекрасно знаем и понимаем друг друга. Кроме того, наши вкусы часто совпадают, поэтому споры возникают очень редко. Помогает и то, что у нас общее понимание того, куда должен двигаться проект и арт-рынок в целом. Мы выступаем за легализацию и прозрачность рынка современного искусства в России и хотим, чтобы на нем осталось как можно меньше «серых пятен».
Может показаться, что наши конкуренты — это галереи, но это не так. Мы работаем с художниками, которых они не представляют. А еще мы хотим, чтобы арт-рынок в России рос и развивался. Это в интересах всех существующих игроков. Поэтому мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто к нему готов.
Мы работаем не только с художниками, но и коллекционерами — в этом нам помогает опыт работы в аукционном доме Christie’s. Когда они обращаются к нам за консультацией, мы, разумеется, сначала знакомим их с работами наших художников. Затем — с работами художников из других галерей. Мы помогаем коллекционерам четко сформировать их собственный запрос, давая при этом честные советы. Если клиент хочет купить конкретную работу, но мы понимаем, что инвестиционные перспективы у нее невелики, мы об этом обязательно скажем. Мы не советуем нашим клиентам покупать работы тех авторов, известность которых обусловлена сиюминутностью. В какой-то момент мы поняли, что людям вокруг интересна наша экспертиза, так что Smart Art — это результат нашей личной увлеченности современным искусством.
Коллекционеры бывают разными. Есть те, кто хотят быть первооткрывателями: это, кстати, одна из главных и частых мотиваций. Возможность в будущем говорить друзьям и знакомым, что вы были первым, кто начал покупать работы того или иного знаменитого художника, очень заманчивая перспектива. К тому же работы начинающих авторов — одни из самых доступных.
Мы не смешиваем свои личные вкусы с рабочим процессом — они выражаются в том, что мы покупаем и коллекционируем сами. Мы не навязываем свои вкусы клиентам. Наши предпочтения и конкретные покупки становятся своего рода кейсами, примерами, на которых мы рассказываем о том, почему купили ту или иную работу, почему повесили ее именно тут, как она связана с остальным собранием и так далее. В работе же мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня, которое имеет шансы войти в историю.
Преимущественно это художники с серьезным бэкграундом, в середине своего творческого пути, так называемые mid-career artists. Например, Александра Паперно — это серьезный художник с большой выставочной историей. С нашим проектом она была номинирована на премию Кандинского, а Света Шуваева — на премию «Инновация». Одним из первых авторов, с которыми мы начали работать, стал Сергей Сапожников. Мы пристально следим за его творчеством последние восемь лет, за это время цены на его работы выросли примерно в семь раз.
Выставки Потемкиной и Ириничевой — это два разных проекта, проходящие на одной площадке. У них разные кураторы: выставку Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» курировал Андрей Паршиков, а выставку Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция» — Алексей Масляев. Да и темы работ художниц сильно отличаются. Проект Анастасии Потемкиной — это своего рода описание того, как в будущем будет выглядеть мир, где все виды сосуществуют наравне друг с другом. Это некая экоутопия. Дарья Иринчеева в своей работе пытается объяснить, каким образом в жизни современного человека работа совмещается с отдыхом, а офис становится домом. Роднит эти два проекта то, что оба они созданы женщинами, что очень важно в эпоху, когда феминистский дискурс привлекает пристальное внимание общественности.
Смотрите выставки Анастасии Потемкиной («Когда цветы не отбрасывают тени») и Дарьи Иринчеевой («Непрерывная функция) в ММОМА с 16 октября