Топоры-томагавки
Знаменитый Виннету (актер Пьер Брис) с томагавком в руке, в кинофильме «Виннету – вождь апачей» (1964). Лезвие его томагавка плоское, откованное и закрепленное в распиле деревянной рукоятки
и бросил свой томагавк в беззащитную белокурую девушку».
Ф. Купер «Последний из могикан», Детгиз, 1961 г.
История оружия. Прошлый материал про «просто топоры» закончился вместе с концом эпохи Средневековья и, вне всякого сомнения, мы ещё расскажем о более «современных» боевых топорах. Но как тут можно не прервать это повествование и не заглянуть на другой край земли, в Америку, прежде всего Северную, где именно топор стал едва ли не самым главным оружием тамошних индейцев в рукопашном бою.
Самые древние «томагавки» были самыми обычными каменными топорами. Причем самые ранние томагавки с металлическим лезвием как раз и повторяют конструкцию древних каменных и медных (из самородной меди) клиновидных топоров. Потом на их землю пришли европейцы и принесли с собой железо, а ещё огнестрельное оружие.
Самое распространенное оружие индейцев Северной Америки до прихода европейцев – вот такая, ну почти такая палица. Эта всего лишь относится к XIX веку и потому украшена бисером. Музей Питта Риверса – где представлены археологические и антропологические коллекции Оксфордского университета в Англии. Он расположен к востоку от Музея естественной истории Оксфордского университета, и попасть в него можно только через это здание
Доказательством этому служит и сообщение англичанина Уильяма Вуда, который в своей книге, изданной в 1634 году, описал индейские томагавки как «палки длиной в два с половиной фута с большим набалдашником, похожим на футбольный мяч». Фактически перед нами описание типичной булавы, а никак не топора.
Однако очевидно и то, что индейцы вставляли остро отточенные клинки в деревянные рукоятки и получали оружие в форме небольшого топорика на довольно длинной рукоятке. Известны такие топоры уже в XVI – начале XVII века, но одновременно с ними появились и так называемые «прикладные палицы», которые по сути своей представляли тот же самый томагавк, только несколько иной конструкции. Просто индейцы заметили, что, когда у белых в ружье нет заряда, а сражаться им приходится врукопашную, они берутся за ствол своего ружья и машут им, как дубиной. Идея скопировать оружие белых пришлась индейцам по душе, и вот именно так и появились прикладные палицы.
Георг Катлин – художник индеанист (1796–1872). Индейский танец, причем один из танцоров как раз вооружен прикладной дубинкой
Прикладные дубинки совершенно точно связаны с подражанием огнестрельному оружию, которое европейцы привезли с собой в XVI–XVII веках. Распространились они в Северной Америке очень широко: от южных и до восточных равнин. На Северных равнинах использовались более толстые и тяжелые типы ложи с прикладом, в то время как сиу на Среднем Западе использовали более длинные и тонкие версии.
Охота на гризли. Художник Георг Катлин
Есть и ещё одно свидетельство заимствования у европейцев, если уж не самого оружия, то хотя бы заложенных в нем идей: так, лезвие в форме сердца на верхней кромке очень похоже на наконечник эспонтона, довольно богато украшенного европейского древкового оружия, очень популярного после середины XVII века. Торгуя с европейцами, индейцы выменивали у них латунные мебельные гвозди с красивыми блестящими шляпками и украшали ими свои прикладные палицы.
Ап-Па-Ноо-Се, вождь племени Сауков с прикладной дубинкой самого устрашающего вида. Серия открыток XIX века с изображениями индейских вождей
Со временем прикладная палица с клинковидным лезвием (иногда в неё вставляли целых три ножа!) потеряла военное значение и стала своего рода символом власти вождя.
Прикладная палица примерно 1820 года, принадлежавшая воину племени осейджей. Она декорирована латунными мебельными гвоздями, причем красная с одной стороны и зеленая с другой. Музей Питта Риверса
Кадр из кинофильма «Чингачгук – Большой Змей» (1967). У воина во втором ряду в центре в руках как раз прикладная палица
В районе реки Миссури вплоть до середины XIX века использовались томагавки, которые для индейцев производили канадские французы. Они так даже и назывались: «миссурийские боевые топоры». Они обычно имели простой обух с круглым проухом диаметром в один дюйм (2,54 см) и тонкое, но довольно широкое полотно (10,16–15,24 см). Рукоятка сначала была короткой – около 35 см, но со временем стала удлиняться. Вес около 450 г. Интересно, что находят и томагавки без заточки, и вот вопрос, что это за оружие? Боевое или церемониальное?
«Миссурийский боевой топор», ок. 1860 г. Племя Осейджей. Небольшие кресты, отштампованные на кованом железном лезвии этого боевого топора, вероятнее всего, представляют созвездие звезд. Параллельные линии, вырезанные на рукоятке, украшенной латунными гвоздями, похожи на бисерные узоры на легинсах из этого региона. Кулон из бисера висит ниже рукоятки. Французские торговцы предоставляли этот тип боевого топора индейцам равнин уже в 1700-х годах, и он стал излюбленным оружием для рукопашного боя среди индейских племен по течению реки Миссури. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Биметаллический томагавк, состоящий из стального лезвия и литого латунного обуха с чашечкой курительной трубки. Использовался англичанами в торговле с индейцами после войн между французами и индейцами. Исторический музей Миссури
Однако самый популярный тип томагавка выглядел несколько иначе. Это так называемый «трубочный томагавк», который появился около 1685 года, а с середины XVIII века получил очень широкое распространение среди племён восточных индейцев. Занимались их производством для меновой торговли с индейцами англичане и французы, а затем этим выгодным бизнесом занялись и американцы.
Французский эспонтонный томагавк-трубка. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Главной особенностью трубочных томагавков был сквозной канал по всей длине рукоятки и чашечка для табака на обухе. Предприимчивые мастера-умельцы делали их из обрезков ружейных стволов и даже из латунных гильз. Канал или прожигали в мягкой сердцевине ясеня, или же склеивали рукоятку из двух половин, после чего для прочности в нескольких местах скрепляли её медными либо латунными кольцами, или обматывали проволокой.
Томагавк-трубка ирокезов, 1758 г. с обмоткой рукоятки. Принадлежал Карлу Магнусу Врангелю. Этнографический музей, Стокгольм
Мундштуки обычно делали из металла: олова, свинца, серебра, и даже никелированной латуни. Верхнее отверстие могло затыкаться пробкой из дерева, металла или рога. Были и совсем уже хитроумные чашечки с резьбой внутри. Тогда в неё ввинчивалась головка молотка. Но могло быть и наоборот: вывинчивалась чашечка, а на её место вворачивался шип, чтобы превратить томагавк в «обоюдоострое оружие». Показательно, что трубки-томагавки имели сугубо утилитарное значение и не имели сакрального.
Вождь племени Омаха Большой Лось с эспонтонным томагавком-трубкой. Художник Джордж Кэтлин, 1832 г.
Существовали и так называемые эспонтонные томагавки, произошедшие от древкового оружия, которым вооружались офицеры европейских армий XVIII века. Как правило, они имели «ромбическое лезвие», у которого для красоты делались «усы» (отростки, закрученные в обе стороны вперед и назад). Иногда полотно такого томагавка делали похожим на… голову бизона в фас, а эти отростки изображали его витые рога! А ещё на нем были четыре отверстия – ноздри и глаза.
Одинокий Волк, главный вождь племени Кайова, c эспонтонным трубочным томагавком, 1872 г. Фото Александра Гарднера
Если полотно томагавка было в форме ромба, то внутри него могло быть большое ромбическое отверстие. Интересно, что такие «фигурные лезвия» вставляли и в прикладные дубинки. А ещё были томагавки с остриём или же крюком на обухе. Образцом для них послужили морские абордажные топоры, применявшиеся на тогдашних парусных судах и… топоры пожарных. С последними очень любили фотографироваться ирокезы.
Томагавк Оглала, Дакота, (Сиу) Конец XIX в. Бруклинский музей. Украшающая рукоятку подвеска выполнена из бисера. Когда бисер европейцы индейцам ещё не привезли, те использовали самодельный бисер из нарезанных на короткие трубочки иголок дикобраза. Так получали бисер черного и белого цвета. Позднее через иглы стали пропускать ярко окрашенную шерстяную нить и только после этого нарезать их на бисер!
Шип – это одно, а обух в виде молотка – совсем другое. Но такие томагавки также существовали и производились на заводах Европы и США для продажи индейцам. Так что можно сказать, что белые сами ковали оружие для индейцев, которым они же их и убивали.
В пушной торговле также использовались топоры – причем их так и называли – «топоры пушной торговли» или «лагерные топоры». Они выпускались в Голландии, Франции и Англии, делали их по образцу европейских и в самой Северной Америке. Они были легче европейских и представляли собой, так сказать, универсальное орудие, которое можно было использовать и в хозяйстве, и в бою. Меняли их обычно на бобровые шкурки. Иногда их даже называли «томагавк-скво», поскольку пользовались ими и женщины.
Томагавк типа «лагерный топор», 1750–1759 гг. Королевский арсенал, Лидс
Были ещё и «томагавки-алебарды» – действительно похожие на алебарды, специально изготовленные небольшие топоры, опять-таки, намеренно сделанные для торговли с индейцами. Поставляли их индейцам англичане и испанцы. Рукоятка у этих томагавков на нижнем конце часто имела железный вток в форме острого конуса. Сам топорик имел форму полулуния, нередко с прорезями, и два дополнительных острия: одно на обухе и одно – продолжение рукоятки. Остриё и чашечка курительной трубки могли крепиться к обуху на резьбе.
Вождь Мохоков Джон Нортон с «томагавком-алебардой»
Некоторые образцы таких томагавков более чем оригинальны. Например, вместо острия на обухе мог крепиться рог бизона или наконечник копья. Использовали их индейцы восточных лесов в 1700-х годах и вплоть до конца войны за независимость. Как трофеи они попали к индейцам апачам, а какие-то племена покупали их у испанских торговцев, для которых мастера переделывали европейские алебарды, вышедшие из моды.
Считается, что индейцы только тем и занимались, что в бою швырялись томагавками направо и налево, но это не так. Томагавк дорого обходился индейцу, он платил за него бобровыми шкурками, а бобров ещё нужно было поймать. Поэтому, хотя в книгах того же Фенимора Купера такое происходит очень часто, на самом деле индейцы хотя и умели их метать, но применяли такой прием редко.
«Последний из могикан». «Нехороший индеец» Магуа бросает томагавк в кроткую девушку Алису, но, конечно же, промахивается. А главное… зачем его было бросать? Вполне мог бы подойти и зарезать её ножом, да ещё и белокурый скальп снять. Какой-то он неумный, этот Магуа. А впрочем, что с дикаря возьмешь? Дикарь – он и есть дикарь! Иллюстрация из собрания сочинений Ф. Купера, Детгиз, 1961 г.
Томагавки было принято украшать. И то, как они украшались у разных племен, вполне может стать темой отдельного исследования. Например, самым обычным украшением была обшивка рукоятки мехом или цветным сукном, по которому набивалось несколько рядов латунных гвоздей с крупными шляпками (обычно в шахматном порядке) или плотной обмоткой её витками латунной или медной проволоки. Подобрав подходящую для рукоятки ветку с корой, индеец мог прорезать на коре сквозные узоры, обнажить древесину и затем обжечь её на огне. Под корой дерево оставалось белым или желтым, а там, где коры не было, слегка обугливалось. Получался красивый, нестираемый узор. Некоторые рукоятки были резными. Так, например, такой томагавк-трубку с резной рукояткой сделал в плену у белых вождь апачей Джеронимо в 1890 году.
Токей-Ито из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы» (1965), сражается с Редом Фоксом на берегах Миссури. Он бросает в него томагавк, но тоже промахивается…
Разумеется, что в качестве украшения индейцы использовали все то, что было у них под руками, то есть перья, шкурки горностая и, само собой, скальпы. Рукоятки танцевально-церемониальных томагавков имели на конце различные подвески в виде кожаных полос, расшитых бисером и украшенных бахромой, бубенчиками, полосками сукна или меха. Томагавки могли иметь чашечки трубок, инкрустированные не только свинцом и оловом, но даже и золотом, и серебром.
Томагавк-трубка племени Понка. Музей Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, США
Лезвия томагавков часто подвергали гравировке. Например, на одном из «музейных томагавков» 1800 года имеется рисунок, изображающий высокого индейца, который собирается ударить томагавком малорослого бледнолицего. Своего рода индейские Давид и Голиаф!
Двулезвийный томагавк индейцев Не-Персе («Проколотые Носы») от Компании Гудзонова залива с рукояткой, украшенной обойными гвоздями и богато расшитой привеской. Музей Бруклина