«Сэвидж» против «Кольта»
Револьвер «Саваж». На фотографии хорошо видны все особенности его дизайна: наличие традиционного рычага для тугой загонки пуль под стволом, а также рычага, совмещенного со спусковым крючком, находящимся внутри скобы особо большого размера. Брандтрубки выходят на внешнюю поверхность барабана. Фотография Рок-Айлендского аукциона
бумажная рубашка, прикрывавшая торс и пояс,
на котором болтались кисет с табаком,
нож в ножнах, патронные обоймы
и большой автоматический револьвер в кожаной кобуре.
Джек Лондон «Джерри-островитяни»,
пер. А. В. Кривцова
Рассказы об оружии. Сегодня у нас в очередной раз будет статья из серии «оружие против оружия». И рассказано в ней будет о соперничестве двух известных американских фирм: «Кольта» и «Сэвиджа» в их попытке создать автоматический пистолет для армии. «Сэвидж» тогда проиграл, хотя и кое-чего все-таки добился. А вот если бы не проиграл, то вся история армейских пистолетов в США могла бы пойти совсем по-другому.
Общеизвестно, что середине XIX века в США на рынке ручного огнестрельного оружия доминировала фирма Сэмюэля Кольта. Конкурентов у неё было немного. Это прежде всего фирма «Смит и Вессон», наладившая выпуск патронных револьверов № 1 и 2, и фирма «Ремингтон», выпустившая револьвер с закрытой рамкой, выглядевший чисто визуально более прочным и вдобавок имевший сменный барабан.
Бороться с ними было делом очень рискованным, но нашлись два человека, на это решившихся. Это были Генри С. Норт и Эдвард Сэвидж из города Мидлтауна, в штате Коннектикут – владельцы фирмы «Норт и Сэвидж», которую в 1860 году они переименовали в «Компанию револьверного оружия Сэвиджа». 7 мая 1861 года им удалось подписать контракт с правительством США на поставку армии 5 500 револьверов своей конструкции по цене 20 долларов за штуку. Однако только за первые два года войны правительство закупило у них уже 11 284 таких револьвера по средней цене 19 долларов. Причем к июню 1862 года фирма поставила в войска более 10 000 револьверов. Кроме того, с ВМФ у нее был отдельный контракт на 1 100 револьверов также по цене 20 долларов за штуку.
Револьвер «Сэвидж» с так называемым «сосковым спуском», измененной формой рукоятки и без возможности надвигать барабан на ствол. В таком виде он практически ничем не отличался от револьверов «Кольта». Фотография Рок-Айлендского аукциона
Поскольку флот был первым, кто заказал фирме эти револьверы, модель 1861 года получила название Navy («Морской»). Но использовались они и следующими армейскими полками США: 1-й Висконсинской добровольческой кавалерией США, 2-й Висконсинской добровольческой кавалерией США, 5-й Канзасской добровольческой кавалерией и 7-м полком кавалерии Нью-Йорка.
Полки армии Конфедеративных Штатов также их использовали. Это были 34-й кавалерийский батальон Вирджинии, 35-й кавалерийский батальон Вирджинии, 11-й Техасский кавалерийский полк, 7-й кавалерийский полк Вирджинии и 7-й кавалерийский полк Миссури.
И тут возникает вопрос: «А что же такого было в этих револьверах, что правительство заказало их в таком количестве? Ведь стоил он дороже все тех же проверенных временем револьверов Кольта?»
Судя по маркировкам, Норт и Сэвидж начали работу над этим револьвером еще в 1856 году и получили на него патенты в 1856, 1859 и 1860 года. Как и кольт, это был шестизарядный капсюльный револьвер калибра 0,36. Вроде бы ничего особенного в нем не было, но это только на первый взгляд.
В отличие от револьверов Кольта, у которых курок взводился вручную (именно поэтому у них был такой короткий ход спускового крючка), их револьвер имел отдельный рычаг взвода курка или спусковое кольцо. При отведении его назад курок взводился, а барабан проворачивался. Когда же кольцо отпускалось, барабан револьвера двигался вперед и насаживался каморой на коническую часть ствола, что позволяло обеспечить газонепроницаемое соединение, использовавшееся впоследствии на револьверах Пипера-Нагана.
Так что конструкторы о безопасности стрелка позаботились в значительно большей степени, нежели оружейники фирмы «Кольт». Ведь одной из главных проблем тогдашних револьверов была опасная возможность взрыва барабана из-за прорыва газов при выстреле в соседние его каморы или так называемый «цепной огонь».
То есть на револьвере был, во-первых, подвижный барабан, повышавший безопасность его использования. Во-вторых, он был самовзводным, что снижало давление на спусковой крючок и тем самым увеличивало меткость выстрелов. И в-третьих, брандтрубки на нем находились не на торце барабана, а на его боковой поверхности, поэтому заряжать его было значительно проще и удобнее.
Так что можно себе представить, как расхваливали этот револьвер его продавцы. И рамка-то у него цельная. И барабан надвигается на ствол, что исключает прорыв газов. И скорострельность у него выше, чем у других, так как курок взводится одновременно с проворотом барабана. А ход спускового крючка столь же легок, как и у «Кольта». И револьверы фирмы «Севидж» начали успешно конкурировать с кольтовскими.
Вот только когда появились патронные револьверы, все эти хитрости оказались сразу не нужны. Вернее, перестали быть актуальными, и первенство снова перешло к более дешевым кольтам!
Второй раз оружию фирм «Кольт» и «Севидж» пришлось конкурировать в ходе конкурса на пистолет для армии, объявленного правительством США в 1906 году. Естественно, в конкурсе были заинтересованы очень многие фирмы и фирма Сэвиджа в частности.
Но участвовать в конкурсе ей было бы просто не с чем, если бы незадолго до этого бывший служащий Спригфилдского Арсенала, майор Элберт Хамильтон Сеарл не вышел в отставку, не занялся любимым делом – конструированием пистолетов, и не обратился бы к Севиджу с предложением своего пистолета. А пистолет должен был быть сконструирован так, чтобы обходить патенты Джона Мозеса Браунинга и других известных фирм, то есть от него требовалась абсолютная новизна.
Один из самых первых пистолетов фирмы «Сэвидж» калибра 11,43-мм, представленный на конкурс 1907 года. Что и говорить, дизайн у этого пистолета был отменный! Фотография Рок-Айлендского аукциона
И вот как раз такой пистолет Сирл и предложил! Его конструкции ствол, сцепленный с затвором, тормозился при выстреле за счет своего вращения и трения. По идее Сирла, пока пуля закручивается в нарезах ствола, ствол будет стремиться провернуться вместе с ней в эту же сторону, но препятствовать его провороту будет трение выступа на стволе в копирном пазе на кожухе затвора. Ну а уже после вылета пули накопленная кожухом затвора и затвором инерция должна была позволить им вместе откатиться назад и провернуть ствол, который таким образом расцеплялся с затвором.
Пистолет оказался сложнее, чем представленный на конкурс пистолет Браунинга фирмы «Кольт», к тому же Сэвиджу было трудно конкурировать с «Кольтом» и быстро исправлять недостатки конструкции, сделанные военными во время испытаний. И вышло так, что «севидж» в первом туре уступил «кольту» по количеству задержек и осечек, хотя и превзошел его по кучности стрельбы.
И в итоге испытания двух более или менее выдержавших конкурс пистолетов растянулись на несколько лет, так что лишь 15 марта 1911 года оба соперника вышли на окончательные испытания, можно сказать, лицом к лицу. Причем на стрельбище прибыли и Артур Сэвэдж, и Джон Мозес Браунинг вместе с представителями компании «Кольт», чтобы лично наблюдать за итоговой стрельбой.
Еще один конкурсный 45-калиберный (11,43-мм) конкурсный пистолет «Сэвидж». Сзади на рукоятке хорошо видна скоба рукояточного предохранителя. Фотография Рок-Айлендского аукциона
Было сделано шесть тысяч выстрелов, которые из нового кольта образца 1911 года были произведены без единой поломки или задержки, а вот у «Севиджа» и задержки, и поломки были. Вердикт комиссии был однозначен: новым армейским пистолетом должен стать именно «Кольт».
Однако своя порция пирога досталась и Сэвиджу: калибр его пистолета был уменьшен с 11,43 до 9 и 7,65-мм, и он был выброшен на гражданский рынок, где он рекламировался прежде всего как многозарядный, ведь у него в магазине помещалось десять патронов, тогда как у того же кольта М1911 – только семь.
А уж когда рекламе «Сэвиджа» удалось подключить еще живую и здоровую в то время легенду «Дикого Запада» – Буффало Билла, то дела у фирмы и вовсе пошли на поправку. Причем реклама в то время была очень наглядной, и тот же «Сэвидж» рекламировался тогда так:
«Темная ночь. Мрачное одиночество. Вой собак; скрип полов; страх «преследует спящего за каждой занавеской». Ваши дети с прекрасными невинными лицами мирно спят. Мать одна в большом доме. Что это такое? Шум внизу. Она приподнимается на локте; слушает в ужасе. На этот раз это не ложная тревога: это пришел грабитель. Что она может делать? Ничего? Абсолютно ничего. Она и эти маленькие дети беспомощны – во власти закоренелого и жестокого преступника. Поэтому любой отец, у которого есть хоть какое-то чувство жалости, да и чувство долга, сегодня утром должен купить «Сэвидж-10»; приучить свою семью и себя стрелять из него сегодня днем на пустыре и навсегда изгнать страх перед грабителями и перед огнестрельным оружием из своего дома. Но не покупайте 6- или 8-зарядный пистолет, если за ту же цену вы сможете приобрести 10-зарядный «Сэвидж». Не покупайте автоматический пистолет из которого трудно целиться, если вы можете купить «Сэвидж», из которого целиться так же легко, как указывать пальцем, причем по той же цене. И единственный автоматический пистолет, который по одному только прикосновению или взгляду позволяет вам определить, заряжен он или пуст. Поэтому он безвреден, как старый кот в доме».
Гражданский «Сэвидж» 1907 года. Фотография Рок-Айлендского аукциона
Так в США появился пистолет «Сэвидж» М1907, единственным внешним отличием которого (помимо калибра) от представленного на испытания военного прототипа было отсутствие на рукоятке петельки для ремешка.
Ну а реклама сделала свое дело: если в 1910 году фирма продала 15 500 пистолетов, то в 1912 – уже 30 тысяч. Правда, вскоре они довольно быстро упали – чуть более тысячи за весь 1919 год удалось продать. Зато Франция в 1915 году сделала заказ на 44 тысячи этих пистолетов (почти 1/5 всех выпущенных с 1908 по 1920 годы), из них 20 тысяч конкретно выпускались под этот заказ, а остальные пошли с «гражданской» сборки и того, что не успели к этому времени продать в США. Пистолет продавался и в других странах, например, у нас в России, где его на французский манер называли «Саваж».
«Сэвидж», поступивший на вооружение французской армии, и рядом с ним его десятизарядный двухрядный магазин. Фотография Алена Добресса
P. S.
Автор и администрация сайта высказывают благодарность компании «Рок-Айлендский аукцион» и Алену Добрессу за предоставленные ими фотографии.
Перейти к источнику