Саша Трун: «Граффити — это быстро, и чем быстрее, тем интереснее» — The Art Newspaper Russia
Вы не раз повторяли, что делаете граффити только для себя. Так говорят все художники, но зрители все равно всем нужны, всем нужен диалог.
Это разные вещи! Конечно, мне приятно, когда мои работы нравятся зрителям. Но мне сложно объяснить их смысловую нагрузку людям из иной среды. Рисуя граффити, ты находишься в определенной культуре, и тебе важно показать таким же, как ты, чего ты стоишь, чего достиг — технические приемы, колористику. Не раз сталкивался с тем, что зрители не из этой культуры вообще не видят разницы между очень крутым граффити-художником и средненьким. Для них это два цветовых пятна. Если кто-то рисует котенка, а рядом самый крутой граффитист — свое послание, 99 процентов зрителей выберут котенка.
Получается, что граффити-художники — это какая-то особая каста?
Граффити еще очень молодое явление, чтобы занимать особое место в истории искусств. Специалистов, свободно рассуждающих о граффити и чувствующих себя в этой теме как рыба в воде, слишком мало. Большинство в своих оценках опирается на эмоции, на привычные образы, и даже в классических шрифтах зрители видят что-то свое.
У меня была ситуация, когда я рисовал на улице Марата.
Подошла женщина, долго стояла за спиной, потом сказала: «Ваш мотоцикл мне очень нравится».
Отхожу от стенки и не вижу мотоцикл — а она увидела. Еще с несколькими работами была история: зрители видели в них цветы, а я рисовал буквы.
Тем не менее существуют какие-то общие критерии, мировые рейтинги. Вы же сами попали в список 100 самых известных граффити-авторов!
Книгу 100 European Graffiti Artists Book сделал английский фотограф Фрэнк Молт, известный под никнеймом Steam 156. Он на протяжении почти 30 лет документировал граффити по всему миру. Он создал книгу, исходя из своего опыта, и включил меня (несколько раз он видел мои работы в Европе, мы общались).
Он объяснил, почему выбрал вас?
Из-за моей техники. Я никогда не пользуюсь ни трафаретами, ни линейками, ни другими подсобными материалами, все рисую баллончиком от руки, без предварительной прорисовки. Это моя уникальная техника. Когда Фрэнк Молт увидел, как я рисую, он сказал: «Сталкивался с чем-то похожим в Польше, но там ребята рисуют по скотчу, а у тебя все от руки!»
Знаю, что проводятся чемпионаты по граффити-райтингу и вы не раз их выигрывали. Но разве можно по живописи — и не важно, используете ли вы кисть, карандаш или баллончик с краской, — проводить чемпионаты?
Схема очень простая. Приглашаются команды, им дают одну тему, одну цветовую палитру и около десяти часов, чтобы создать композицию на стене форматом 15 на 3 м. Один член команды занимается эскизами, другой — тегингом, третий — throw up (это когда человек рисует на стене что-то очень-очень быстро, простые схемы, просто ради того, чтобы пометить территорию). Питер славится именно throw up. Здесь нигде нельзя рисовать, а рисовать очень хочется — автор за считаные секунды наносит рисунок и исчезает. Я, кстати, выиграл в Италии чемпионат по throw up в 2017 году: я очень быстро рисую. В финале нам давали полторы минуты на стену площадью 2,5 на 3,5 м.
Вот это да! Мне кажется, даже шваброй закрасить такую поверхность быстрее не получится.
Бывает, что целые поезда закрашивают за десять минут. Не один человек, конечно, это работа целой команды. Граффити — это быстро, и чем быстрее, тем интереснее. Возможности граффити и баллончика практически бесконечны. Мне абсолютно комфортно работать аэрозольной краской, я знаю ее досконально, это буквально продолжение меня.
Первобытные люди тоже раскрашивали свои пещеры. Вам не кажется, что в этом есть что-то архаическое, в желании раскрасить место, где ты живешь?
Когда ты понимаешь, что рисование — это твое и что у тебя получается, а рисовать нечем и негде, начинаешь рисовать первым, что попадается под руку, и в тех местах, где ты в данный момент оказался: в подъезде, в квартире. Сейчас я это особенно хорошо понял: у меня трое детей, и я уже несколько раз перекрашивал детскую.