«Реквием»: барокко на «Рассвете»
Но 20 июня в московском концертном зале «ДК «Рассвет» игра, надо признать, окажется довольно масштабной. 45-минутное сочинение в 11 частях написано для четырех солистов – сопрано, альта, тенора и баса, хора (в этом качестве выступает вокальный ансамбль Questa musica), облигатного цинка (старинный деревянный духовой инструмент), консорта виол, бассо континуо (виола, виолон и клавесин) и ударных. Полное барокко!
И от Решетина, видимо, перекидывается мостик к собственным рок-проектам Позюмского, которым он отдал щедрую дань, начиная с 1998 г. Не забывая при этом и о многочисленных проектах барочных. Так, в 2016 г. в составе ансамбля Barocco Concertato он стал лауреатом Международного конкурса ван Вассенаера в Утрехте (Нидерланды). Новый этап, выведший интерес к старинной и аутентичной музыке на иной уровень, начался в 2017 г., когда Позюмский совместно с обладательницей хрустального сопрано, выпускницей Института Марка Блока РГГУ (историческая антропология) Алисой Тен основал барочный ансамбль Two Daughters и подготовил ряд программ на стыке аутентичной, фольклорной и современной музыки.
А в начале прошлого года Позюмский с единомышленниками, объединившимися в ансамбль Novoselie, подготовили (и тоже записали) программу «Славен мир». В ней он, взяв за основу «петровские канты» – особый русский «переходный» музыкальный жанр начала XVIII века, – сочинил дюжину собственных авторских песен. Сыгранных и спетых так, словно на дворе не 2022 г., а 1722-й. И европейская музыка такая же новинка в России, как европейское платье.
Для каждой части своего реквиема композитор сам написал русские поэтические тексты, лишь отдаленно перекликающиеся с каноническими латинскими. «Господи, помилуй нас грешных, Твоих от века детей безутешных!» – так начинается его Kyrie eleison. «Я беру основную мысль, основной подход Мартина Лютера, – пояснил «Ведомостям» композитор, – сделать текст службы понятным для современного человека».