Огромная коллекция модернистов оказалась пшиком — The Art Newspaper Russia
Выставка под названием «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац» должна была открыться в Национальном музее Словении в Любляне 8 июня. Однако незадолго до события вспыхнул скандал, заставивший вмешаться министерство культуры страны, а затем делом занялась полиция. Открытие сначала было перенесли, а потом отменили вовсе. В итоге директор музея был вынужден уйти в отставку. Где сейчас находятся подозрительные работы — неизвестно.
Большой массив временно предоставленных на выставку картин происходил якобы из собрания покойного Йосипа Больковаца, который занимал пост первого министра внутренних дел Хорватии с 1990 по 1991 год. Всего семья передала музею около 180 произведений искусства, предположительно созданных великими художниками ХХ века, среди которых немало русских: Эдгаром Дега, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Анри Матиссом, Жоаном Миро, Эдвардом Мунком, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотреком, Уильямом Тёрнером, Марком Шагалом. В списке также Жорж Брак, Винсент ван Гог, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Марино Марини, Амедео Модильяни, Клод Моне, Джорджо Моранди, Камиль Писсарро. Еще до скандала нынешний владелец работ Нико Больковац пояснял газете «Дело», что в прошлом он руководил галереей Gallus и частную коллекцию предка пополнил приобретениями на аукционах.
Незадолго до открытия выставки критический сюжет о ней выпустил новостной телеканал N1, а искусствоведы начали забрасывать Министерство культуры обеспокоенными письмами.
«Дело скандальное», — рассказал N1 историк искусства и независимый арт-критик Бране Кович. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях, по мнению Ковича, их стоимость составила бы около €1 млрд. «Страховка за подобную коллекцию, которую пришлось бы оплатить Национальному музею, в несколько раз превысила бы его годовой бюджет, — пояснил он. — Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». Как поясняет Кович, работы предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении? «Проблема в том, что выставку готовили некомпетентные люди, не занимающиеся изобразительным искусством. Директор Павел Цар — коллекционер орденов и мундиров, а координатор выставки Андрей Шемров — нумизмат», — считает Бране Кович.