Не мечтать, а проектировать и строить — The Art Newspaper Russia
Документальный фильм канадского режиссера Джозефа Гиллеля «Городские мечтательницы» состоит из воспоминаний четырех героинь — выдающихся архитекторов современности. Во время съемок Филлис Ламберт исполнился 91 год, Дениз Скотт Браун было 87 лет, Корнелии Хан Оберландер — 97, Бланш Лемко ван Гинкел — 95. И все они потрясающие: умные, думающие, уверенные в себе, деятельные.
Архитектура на всю жизнь
О возрасте героинь невозможно забыть, потому что рассказывают они об участии в событиях, вошедших в историю архитектуры, о сотрудничестве с великими архитекторами ХХ века. Филлис Ламберт вспоминает, например, как обсуждала с Людвигом Мисом ван дер Роэ, тогда одним из самых влиятельных архитекторов мира, план здания для компании ее отца, как вносила коррективы и просила усложнить первоначальное решение. В результате в 1958 году появился один из самых красивых небоскребов Манхэттена — Сигрем-билдинг. Бланш Лемко ван Гинкел, смеясь, рассказывает, как в 1948-м, прогуливаясь по Парижу, осмелилась запросто зайти в мастерскую Ле Корбюзье. И он сразу предложил ей работу, так что она проектировала детскую площадку на крыше хрестоматийной «жилой единицы» в Марселе. А за путешествием Дениз Скотт Браун с мужем Робертом Вентури по Лас-Вегасу, сопровождаемым сотней фотографий с кричащей рекламой, следишь с восторгом, зная, что из него родится великая книга «Уроки Лас-Вегаса» — «отповедь ортодоксальному модернизму», как ее характеризуют в фильме, и призыв к приятию и пониманию архитектуры придорожной. А если не знать об этом источнике постмодернизма, то из слов одного из его авторов все становится понятно.
Однако воспоминания о великих делах и судьбоносных встречах — только часть повествований героинь. Они давно уже абсолютно самодостаточны и профессионально самостоятельны. Они не только сделали блестящие карьеры, получили признание, звания и награды — у каждой есть дело, ставшее главным в жизни. Для Филлис Ламберт это сохранение старых кварталов Монреаля, ценность которых она одной из первых заметила и стала спасать от сноса. Для Дениз Скотт Браун это начатое вместе с Робертом Вентури изучение поп-культуры и планирование жилых районов с учетом уже существующих в них структур и жизни местных сообществ. Ландшафтный архитектор Корнелия Хан Оберландер всю жизнь стремится преображать города, делать их зелеными. Она уверена: на каждые 100 человек должен приходиться парк, а здания и деревья — составлять гармоничное целое. А Бланш Лемко ван Гинкел, помимо проектирования, активно преподавала и стала ведущим экспертом в сфере архитектурного образования.
Удивительно, но все проблемы, о которых говорят героини фильма, не разрешены и остро стоят по сей день: экология, сохранение исторического наследия и привычной организации городской среды, противостояние строительному бизнесу, который интересует только выгода. Недаром в конце фильма Скотт Браун замечает, что гордится быть старой и что все происходящее сейчас она видела уже по три раза. А Ламберт с гневом констатирует, что архитектура перестала быть искусством и поэзией и превратилась в бизнес, а он уничтожает сердце города — его центр.
Все четыре великолепные архитектурные гранд-дамы до сих пор не почивают на лаврах и не отошли от дел. Хан Оберландер, например, признается, что умерла бы от скуки, сидя без дела и играя с соседями в покер, поэтому она приходит на свои объекты в Ванкувере, проверяет самочувствие цветов и деревьев и негодует, что плитка в плохом состоянии. Ламберт руководит Канадским центром архитектуры, который сама и основала. Все читают лекции, консультируют и живо интересуются происходящим в обществе (Скотт Браун, например, с восхищением изучает граффити).
Пол не проблема
Фильм об архитекторах-женщинах, естественно, поднимает тему сложности их вхождения в традиционно мужскую профессию. Но героинь Гиллеля, кажется, она сейчас не слишком интересует. Да, они входили в профессию, когда она считалась мужской, но преодолели чужие предрассудки и добились таких профессиональных высот, до которых многие мужчины и не мыслили подняться. Теперь им забавно вспоминать о снисходительных и удивленных взглядах, которые они ловили, появляясь на важных архитектурных мероприятиях. А зрителям смешно видеть фотографию, где молодая Лемко ван Гинкел сидит на каком-то съезде среди 36 серьезных пожилых мужчин.
Скотт Браун когда-то активно боролась за права женщин в архитектурном мире, даже писала об этом. Сейчас она только вспоминает, что была первой ученицей в университете, но, в отличие от ее будущего мужа, стипендии не получала. Они с Вентури всегда работали как равноправные партнеры, но главную архитектурную премию — Прицкеровскую — в 1991-м дали только ему. «Он сказал, что надо дать и Дениз, а ему ответили: нет», — спокойно констатирует она сейчас, но тогда в знак протеста не пришла на церемонию вручения. В 2016-м золотую медаль Американского института архитекторов присудили им двоим, но только после того, как этого потребовали в петиции тысячи студентов Гарварда.
Больше всех возмущается прежним положением женщин Ламберт, когда-то вышедшая замуж только затем, чтобы стать самостоятельной. Она горда, что никогда не была такой, как ее учили, «милой», не подстраивалась под мужчин. А вот Оберландер начала карьеру вполне по-женски — с проектирования детских площадок. О том, какими они должны быть, она задумалась, гуляя со своими тремя детьми — как-то надо было их занять.
Сегодня тема дискриминации женщин в архитектурных профессиях кажется исчерпанной. По крайней мере, она не слишком интересует и режиссера «Городских мечтательниц». Гораздо важнее для него проблемы жизни и развития современных городов, и его героини говорят именно об этом: что, планируя и проектируя, надо прежде всего думать о простых людях.
Хорошо спланированный фильм
Джозеф Гиллель снял вполне традиционный фильм без модных прикрас вроде внедрения компьютерной графики. Выбранные им героини так хороши, что их крупные планы отлично держат зрительское внимание. В воспоминаниях они сами дозируют серьезность и иронию, хотя наверняка режиссер их редактировал. Разумеется, в фильме немало старых фотографий и хроники, но и здесь дамы ему помогли (Скотт Браун и Ламберт много и отлично снимали). А включенные в киноленту фрагменты давних интервью показывают, как хороши были эти женщины 40 лет назад, как шла им уверенность в собственной правоте. Сейчас они не менее привлекательны, годы только прибавили им мудрости, но не убавили интереса к жизни, и они действительно могут гордиться своей старостью. Единственное, в чем Гиллель ошибся, — это в названии. Мечтательницами этих женщин трудно назвать, они не мечтали, а планировали и блистательно реализовывали жизненные планы.
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL
7–13 сентября 2020
Расписание сеансов уточняйте на www.tanrff.ru