«Наши художники достойны тех же лавров, что и Энди Уорхол» — The Art Newspaper Russia
По какому принципу выстроен маршрут и какие смыслы в него заложены?
Основное разделение — тематическое, но первые два зала — некая подводка к тому, что зритель увидит дальше. Первый — о времени и о том, насколько разносторонней личностью был Энди Уорхол. Он умел проникать буквально во все сферы бытия: создавал художественные произведения, работал в кино, с журналами, с домами мод. И здесь же мы показываем, как с началом эпохи потребления зарождался поп-арт. Ранние работы Энди Уорхола, когда он только приехал в Нью-Йорк и поменял имя, не столь популярны, и для кого-то они не очень ассоциируются с творчеством художника, но его основы в них уже можно уловить. Он пытается создавать тиражные вещи, и вскоре зритель логически приходит к тому, что Уорхол создает себя как бренд. И после мы уже заявляем о наших творцах, начинается диалог между Уорхолом и русскими художниками.
Мы исследуем темы, с которыми работал Уорхол: слава, деньги, потребление, какие-то отдельные политические и социальные явления. А заканчивается все memento mori — темой, которая бесконечно волновала Энди Уорхола, к которой он обращался на протяжении всего своего творчества. Это немного грустно. Но мы также включили в экспозицию одно из его ранних произведений, очень лиричных — «Золотую книгу», которая напоминает о том, что искусство вечно и настоящий творец с нами навсегда.
Надежда звучит и в работе «Череп» Энди Уорхола, где тень от черепа похожа на голову младенца.
Кстати, это одно из живописных произведений Уорхола, немногих на выставке. Его тему продолжает серия из 12 разноцветных, ярких работ Олега Котельникова. Они встречают зрителей в финале экспозиции, и это одна из наших находок. Пример того, как нужно иронично и легко подходить к теме смерти.
Когда ваша выставка открылась, снова возникла тема фейковых работ Уорхола. Как вы реагируете на такого рода нападки?
Это вечная тема. Об этом говорят, даже когда подобные выставки проходят в музеях. Безусловно, мы к этому были готовы. Люди, разбирающиеся в этой сфере, понимают, что невозможно распечатать произведения Энди Уорхола и выставить их где-то. Потому что существуют авторские права, их необходимо согласовывать. У нас этот вопрос снялся сам собой, поскольку в прессе активно освещались все этапы подготовки выставки: и приезд работ, и сопутствующие им различные виды экспертиз. На каждое произведение у нас есть соответствующее заключение российских экспертов и иностранных специалистов. Кроме того, каждая работа Уорхола подписана, имеет свой номер, свой тираж.