Мыслители рулят, а рулевые мыслят: словесные портреты музейных директоров — The Art Newspaper Russia
Музейный директор — должность, конечно, почетная, но довольно загадочная в глазах непосвященных. То ли это пламенный просветитель, то ли снобствующий интеллектуал, то ли массовик-затейник, а может, и просто завхоз. Чем он занимается, доподлинно неизвестно — разве что речи произносит на вернисажах. Хотя скептическое отношение у посторонних легко уживается с романтическим: все-таки музей не автомойка — здесь явно нужны какие-то особые качества. Не исключено даже, что выдающиеся.
Именно выдающиеся представители этого подвида руководящих работников станут героями «Директорской серии». Издательская программа «Гаража» запустила ее совместно с Artguide Editions в начале года. Об очертаниях серии в целом можно пока судить лишь по нескольким ориентирам. В 2022 году ожидается выход книги Анк Маркар «Виллем Сандберг. Портрет художника» о легендарном директоре послевоенного Стеделейк-музея в Амстердаме. Писатель Лев Данилкин работает над биографической книгой об Ирине Антоновой. На более отдаленную перспективу заказаны труды о Понтюсе Хюльтене, главе парижского Центра Помпиду в 1974–1981 годах, и об Игоре Савицком, директоре художественного музея в Нукусе. Получится ли соблюсти намеченный график, станет понятно со временем.
А первые две книги «Директорской серии» уже на прилавках. Обе написаны от первого лица, но в совершенно разных жанрах, да и по объему они заметно различаются. «Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства» Николаса Сероты, на протяжении 28 лет возглавлявшего лондонскую Галерею Тейт, — это и по форме, и по существу лекция, то есть текст не гигантский, доступный для восприятия на слух за один сеанс. Тогда как книга «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри» Томаса Ховинга, его руководителя с 1967 по 1977 год, в чистом виде беллетризованные мемуары, составляющие изрядный том в полтысячи страниц. Содержание этих двух изданий, как и следовало ожидать при столь разных исходных параметрах, мало между собой соотносится: внутренних рифм и параллелей почти нет.