Мумии вернулись в Пушкинский с новыми лицами — The Art Newspaper Russia
«Есть два предположения, как могло случиться то, что мумии лежат не в своих саркофагах, — объясняет Ольга Васильева. — Подмена в древности — это маловероятно, хотя возможно. В коллекции есть мумия в картонажном чехле-футляре из проклеенных бинтов, в который она зашита, подменить такую мумию невозможно. По стилю картонаж, скорее, женский, но мумия оказалась мужской. Не исключено, что первоначально картонаж изготавливали для женщины, а похоронили в нем мужчину. Однако в большинстве случаев подмена мумий — это, конечно, дело рук антикваров XIX века. Тогда мумий было найдено очень много, и, чтобы продать подороже, их вкладывали в чужие саркофаги, у которых „родная“ мумия могла быть разрушена, ведь в то время их перетирали на снадобья и даже использовали как топливо».
В саркофаге с женским именем Карама (Греко-римский период, IV в. до н.э. — I в. н.э.) также лежит мужчина. Он умер, возможно, от раны: у него проломлен череп. В саркофаге жреца Хор-Ха (Поздний период, I тыс. до н.э.) находится мумия женщины в идеальном состоянии. Скорее всего, она происходила из очень знатной семьи, мумификация была проведена прекрасно. А вот у мумии с золотой маской (Римский период, I в. н.э., мумия представлена в экспозиции, как и две вышеупомянутые) скелет оказался сильно разрушенным, хотя внешне пеленание очень искусное, с ромбическим узором, и не повреждено. Вероятно, это произошло в процессе бальзамирования.