«Мебель протеста» и самураи Дальнего Востока: что показали на Cosmoscow

12 сентября на севере Москвы стартовала 13-я ярмарка современного искусства Cosmoscow. Выставка сдвинулась на сентябрь и проходит одновременно со своим спутником – ярмаркой молодого искусства blazar. Cosmoscow увеличила свою площадь до почти 16 000 кв. м и разместила свыше 100 галерейных и партнерских стендов на двух этажах «Тимирязев центра».
Открывает просмотр минималистичный проект SPAS Леонида Костина из нижегородской галереи Futuro, победившей в номинации «Лучший стенд» – приз дает галерее право участвовать в Cosmoscow 2026 бесплатно. Серия художника говорит о религиозном символе – пустые иконные доски, залитые левкасом (белый грунт, наносится перед написанием иконы), являют собой деконструкцию, проведенную до основания. Это уже или еще не иконы, это артефакты в промежутке между предметом дизайна и художественным жестом, хранящие в себе след сакрального опыта и идею материального бессмертия, рассказал в кураторском тексте искусствовед Илья Крончев-Иванов.
В центре зала установили Г-образный стенд основательницы Музея AZ Наталии Опалевой. Ее признали «Коллекционером года» – собрание Опалевой насчитывает более 3500 работ шестидесятников и современных художников. Часть работ коллекционер показала посетителям Cosmoscow – это путь от приобретения первых картин до создания музея, центра современного искусства, издательства и кинопроизводства.
Галерея Miras представила в блоке картины своего сооснователя Расиха Ахметвалиева – живописца-пионера уфимской арт-группы «Чингисхан». Творческий путь в нулевых привел художника во Францию, где местные интеллектуалы назвали изобразительный язык Ахметвалиева tres personnel («очень личное»). На холстах живописца часто встречаются всадники как олицетворение мужской энергии. Одной из таких картин стала «Середина лета», где над символом наездника, находящегося в бежево-синем окружении, возвышаются кучевые белые облака.
Следом – брутальные холсты «Путь самурая» и «Хэви-метал» от художника Дмитрия Лучинина с Дальнего Востока, представленные галереей Art Object. Автор исследует самобытность Приморья – его природы, людей, ландшафта – прибегая к локальному контексту современности и недавнего прошлого.
