Кошмары и грезы Венецианской биеннале — The Art Newspaper Russia
Кураторский проект продолжается в Джардини, где представлено больше искусства начала ХХ века, расшифровывающего источники искусства современного, — от фото папуасских танцев Жозефины Бейкер до сюрреалистических костюмов и ведьминских образов художниц Ремедиос Варо и Леонор Фини. В одном из залов приятно было встретить абстракции Сони Делоне.
Кроме уже упомянутого павильона США самая длинная очередь вела во французский. Там артисты вживую разыгрывали съемочную площадку со сценами проекта «У сновидений нет названий» — клише из алжирских фильмов художницы Зинеб Седира. Присутствие зрителей при съемочном процессе напомнило «Санта-Барбару» Рагнара Кьяртанссона в «ГЭС-2».
Обычно в первые дни после открытия биеннале пространство между Арсеналом и Джардини заполняют уличные художники, перформеры и прочие арт-фрики.
К сожалению, в этом, первом после пандемии, году Венецианская биеннале не напоминала прежний арт-карнавал.
Тем приятнее было встретить старых знакомых, уже появлявшихся на прошлых биеннале: итальянского художника, называющего себя «геометрическим маньеристом», с объявлением о поиске жены, а также известную своими арт-аутфитами немецкую пару художников Еву и Адель. Но и они, вопреки обыкновению, не меняли наряды каждый день.
Недалеко от Арсенала можно было услышать звуки воздушной тревоги — часть инсталляции Жанны Кадыровой «Паляныця». При поддержке международной галереи Continua и всего за две недели до открытия биеннале Жанна Кадырова сняла видео, в котором она и ее помощники режут под вой сирен, раздающийся с украинской границы, каменные валуны, формой напоминающие традиционный украинский хлеб — паляницу. Тотальная инсталляция с каменными хлебами на столе — сильное высказывание художницы, чьи объекты из плитки были показаны в основном проекте биеннале 2019 года.