Как оценили российское кино в Лондоне
В зале торжеств лондонского отеля Sheraton Grand Piccadilly при значительном стечении влиятельных лиц отечественного кино и в присутствии фигурантов российского бизнеса, обитающих в британской столице, была в четвертый раз вручена международная премия «Золотой единорог» (Golden Unicorn Awards). Крупнейшая, если не единственная награда, присуждаемая нашему кино западным сообществом и, таким образом, фиксирующая вид на нас с чужой колокольни, представляет несомненную пользу для российских кинопроизводителей и кинематографии в целом. Взгляд со стороны еще никому не мешал, даже если вы и не согласны с выводами жюри, которое в этом году возглавила президент Amediateka Линда Дженсен, а компанию ей составили продюсер Пьер Спенглер, актер Ален Кокс, кастинг-директор Нэнси Бишоп, журналист Эндрю Джек, киновед Нэнси Конди и др.
Основатель и неизменный генпродюсер «Золотого единорога» – предприниматель Филипп Перкон. А его инициативу своим авторитетом поддерживают такие именитые попечители, как актеры Рэйф Файнс и Брайан Кокс (с британской стороны) и режиссеры Алексей Учитель и Валерий Тодоровский (с нашей). В главное жюри россияне в соответствии с форматом премии не допущены, но у «Золотого единорога» есть небольшое ответвление в виде отдельного конкурса для иностранных фильмов с «русским следом» и двумя номинациями – игровой и документальной. И вот там, напротив, судьбу наград решает жюри, состоящее исключительно из наших соотечественников (в нем на этот раз председательствовал Данила Козловский, наградивший фильм Кирилла Михановского Give me liberty).
Система отбора фильмов и персон для номинаций «Золотого единорога» не то чтобы вызывает вопросы, но все же нуждается в усовершенствовании – в противном случае военная драма Федора Попова «Коридор бессмертия» не могла быть номинирована как лучший фильм ни при каких обстоятельствах. Кроме того, нет большого смысла в таком удвоении сущностей, как номинации «Лучший дебют» и «Восходящая звезда», особенно когда Мария Агранович с фильмом «Люби их всех» курьезным образом представлена в обеих.
В том, что лучшим фильмом, по мнению жюри, оказался достойный, но все же не лучший в режиссерской биографии Сергея Ливнева фильм «Ван Гоги», многие справедливо усмотрели стремление судей дистанцироваться на всякий случай от актуальной социальной российской проблематики (с которой активно контактируют такие, к примеру, номинанты, как «Текст» Клима Шипенко и «Завод» Юрия Быкова) и сосредоточиться на общечеловеческом содержании. С этой точки зрения, драма про отца и сына, история взаимных счетов и обид, сложностей самопознания и запоздалых открытий представляла идеальный наградной объект и жюри, сделавшее такой выбор, вряд ли достойно обвинений в предвзятости.
Из дуэта Даниэля Ольбрыхского (слева) и Алексея Серебрякова в фильме «Ван Гоги» жюри выбрало именитого поляка, отдав ему «Золотого единорога»
Косвенным подтверждением судейской честности служит то обстоятельство, что Александр Петров, который исправно провел в Лондоне неделю и, по нашей обычной фестивальной логике, в награду за присутствие был, казалось, обречен на «Золотого единорога» как лучший актер, уступил в итоге Даниэлю Ольбрыхскому из тех же «Ван Гогов». Это стало сюрпризом почти для всех, включая самого Петрова, хотя он изо всех сил делал вид, что ему наплевать, и с деланой веселостью назойливо шутил со сцены про черную икру: мол, на «Золотом единороге» нас ею угощают, а от «Кинотавра» не дождешься (с чего вдруг сочинский фестиваль должен потчевать деликатесами самого востребованного отечественного актера – не очень понятно). Лучшей актрисой объявили Анну Михалкову, исполнившую главную роль в комедии Анны Пармас «Давай разведемся» и взявшую таким образом реванш у Виктории Толстогановой, также номинированной в Лондоне, а прежде победившей в Сочи.
Без стриптиза
«Золотой единорог» добавляет веса традиционной британской Неделе российского кино (Russian Film Week) и способствует ее отличию от аналогичных «недель», которые в просветительских и популяризаторских целях маршируют круглый год по странам и континентам. Впрочем, у Russian Film Week дела с весом и так обстоят неплохо: за семь дней тут успевают показать шесть десятков фильмов всевозможных видов (игровой полный и короткий метр, документалистика и анимация) на площадках Лондона, Оксфорда, Кембриджа и Эдинбурга. Билет стоит в среднем 15 фунтов – меньше, чем на обычный поход в кинотеатр на прокатный фильм, но бесплатным это удовольствие не назовешь.
Тем не менее залы не пустовали и заполняли их не только соотечественники, коротающие свой век вдали от родины, но и коренные британцы – как на просмотре с последующим обсуждением драмы «Завод» в оксфордском сетевом кинотеатре Kurzon, специализацией которого является артхаус. Фильм про русский провинциальный бунт в связи с закрытием градообразующего предприятия вызвал интерес у местной публики. Не зная про весьма широкий российский прокат «Завода» прошлой зимой, она активно расспрашивала режиссера Быкова о препятствиях, чинимых режимом на пути фильма к зрителю, и была весьма удивлена его правдивыми словами о том, что «система» способна реагировать только на реальную опасность, которой «Завод» для нее явно не представляет, находясь в «серой зоне» безразличного отношения. Кто-то вспомнил веселый британский фильм 20-летней давности «Мужской стриптиз» и спросил у режиссера Быкова, могли ли его герои выбрать такой же легкомысленный выход из безработного положения, как сталелитейщики из Шеффилда. Но услышал в ответ, что такое пикантное зрелище вряд ли может рассчитывать на благодарную аудиторию в его, Быкова, родном Новомичуринске. Эту суровую отечественную правду, пожалуй, никакому единорогу не опровергнуть.
Режиссер Сергей Ливнев (на фото) получил «Золотого единорога» за лучший фильм – «Ван Гоги», а второго отдаст актеру Даниэлю Ольбрыхскому