Искусство ГДР амнистировали — The Art Newspaper Russia
Идеологические обвинения работавших на режим в значительной степени стихли, без страха перед коммунизмом выросло целое поколение, и ему интересно, что произошло в период после окончания Второй мировой войны до объединения Германии. В Лос-Анджелесе 42-летний коллекционер Джастиниан Джэмпол даже основал Wende Museum (Wende — термин, обозначающий объединение Германии), посвященный исключительно материальной культуре ГДР — от портьерных тканей до грубоватой порнографии.
Сегодня наши эстетические предпочтения более разнообразны и менее схоластичны. Искусство больше не должно навязывать моральные ценности в качестве оппозиционной силы, одинаково признаны фигуративное, абстрактное и концептуальное искусство, а в бывшей ГДР, где работали четыре крайне традиционные художественные академии, знали, как вырастить настоящих мастеров-реалистов.
Еще 15 лет назад художники новой лейпцигской школы, возникшей после объединения Германии, к примеру Нео Раух, пользовались довольно большим успехом на Западе. Теперь, когда спрос на арт-рынке вырос еще больше, появился интерес к менее известным предшественникам Рауха: Вольфгангу Маттхойеру, Вернеру Тюбке и Бернхарду Хайзигу. Так, 7 декабря на торгах Ketterer Kunst в Мюнхене за картину Маттхойера «Падение Икара II» 1978 года отдали $213,25 тыс. — на $33 тыс. выше верхней границы эстимейта.
«Мы в Западной Германии, возможно, слишком часто ошибались, воспринимая искусство Восточной Германии только с политической точки зрения», — отметил в прошлом году на открытии выставки «Утопия и упадок» президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Сегодня сложно понять, почему искусство ГДР так долго подвергалось порицанию, в отличие от ее литературы — на это обращал внимание еще Ульрих Грайнер в статье, опубликованной в Die Zeit в 1994 году после разгоревшегося скандала вокруг выставки восточногерманских художников в Новой галерее. Многое можно объяснить непримиримым академизмом современного арт-сообщества Германии («это — искусство, а это — не искусство»). В сочетании с чувством морального превосходства, возникавшим при встрече с партийными коллегами, это просто исключало возможность сотрудничества, необходимого западному арт-рынку.