Елена Карисалова: «Когда влюблена в фотографию, сложно следовать доводам разума» — The Art Newspaper Russia
Учитываете ли вы инвестиционную привлекательность той или иной работы, приобретая отпечатки?
Честно говоря, искусство часто побеждает. Когда ты влюбляешься в фотографию, бывает сложно следовать доводам разума, но в целом я за разумные сделки и приобретения. На фотографическом рынке есть много нюансов, которые нужно понимать и учитывать, тем более в теме fashion-фотографии, которая сейчас пользуется таким спросом на аукционах и в галереях. Цены на работы, напечатанные в разные периоды жизни автора, могут отличаться в разы. Наличие тиража как минимум влияет на ликвидность приобретения. Есть авторы, которые приняли решение не открывать тираж и только подписывать работы. Это их право, но цена на эти работы не вырастет после смерти автора.
Как вы обычно приобретаете работы: в галереях, на аукционах или напрямую у фотографов?
У нас есть определенный план поиска фотографий. Какие-то можно купить только на вторичном рынке. Что-то мы приобретаем напрямую у авторов, поддерживая с ними личные отношения. Некоторые работы нам помогают искать фонды тех или иных фотографов. Наша активная позиция как коллекционеров, то есть внимание к провенансу, выставочные проекты, выпуск каталогов, я надеюсь, видна нашим партнерам. Репутация уже работает на нас, и мы гордимся тем, что фонды Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста включили нас в число своих партнеров. Это дает мощные преференции, в том числе при покупке работ других авторов.
Есть ли в вашей коллекции отпечатки, за которыми пришлось долго охотиться?
Лет семь-восемь назад мы вели длительные переговоры о покупке работы «Верушка» Ричарда Аведона. Фонд Аведона регистрирует все сделки и перемещения работ, пройти эти процедуры было непросто. Понадобились одновременно и решительность, и выдержка. К счастью, нам все удалось, и теперь эта работа украшает обложку первого тома каталога нашей коллекции.
Несколько последних лет я увлечена коллекционированием отпечатков, которые классики фотографии делали для обложек журнала Vogue. Фотография, которая выполняет прикладную функцию, создается для обложки, — это абсолютно самостоятельный жанр с определенными стилистическими задачами. Есть много исследований на эту тему, написанных и фоторедакторами журналов тех лет, и музейными кураторами сегодня. Переход от иллюстрированной обложки к фотографической, смешение фотографии и иллюстрации, применение монтажа, коллажа и так далее. Конечно, мой основной интерес связан с ранними работами, многие из которых у меня уже есть. Например, известный «Олений глаз» Эрвина Блюменфельда 1950 года, первые фотографические обложки Хорста П. Хорста. К сожалению, поиск в этом направлении не всегда увенчивается успехом. Часто бывает, что эти работы не сохранились в фондах самого автора и невозможны для повторения, так как выполнены по заказу Vogue. Мы надеемся, что нам повезет на вторичном рынке, и пытаемся найти того коллекционера, который захочет расстаться с работой.