Для танцхудожника сцена — везде, а эксперимент — всегда — The Art Newspaper Russia
Первая глава книги представляет собой краткую историю современного танца в России и носит название «От Айседоры Дункан до „Айседорина горя“». Немало страниц посвящено анализу кейсов «танцевального кооператива» «Айседорино горе»: существующий с 2012 года дуэт Дарьи Плоховой и Александры Портянниковой прочно вписан в историю перформансами на ВДНХ, в «Зарядье», в ЦДХ, на площади Большого театра, на лавочках около метро «Новые Черемушки», онлайн-квартирниками и разумными играми с технологиями. Через аналогии с американским проектом театра Judson Church 1960–1970-х Козонина разъясняет причины кризиса театрально-танцевального зрелища и стремления авторов перформансов к сконструированной чистоте и аскезе. Обозначает ситуацию: рассматриваемые работы больше нацелены на исследовательский процесс, чем на производство законченного художественного продукта. Обнажает антропологический пунктум: в танцперформансе предлагается интенсивное совместное переживание настоящего момента. Именно о таких работах читать интереснее всего. Козониной удается передать совместность переживания в разборах, скажем, перформансов «108 соло» и «Действие» Александры Конниковой.
Глава «Активно действовать, никого не подавлять» посвящена коллективному творчеству и «горизонтальным» по способу создания перформансам, работающим в первую очередь с разрушением иерархий. Неформальные объединения, знающие, что в России надо жить долго, скажут, что все это уже было, но для практики всегда важен момент «здесь и сейчас». Программа «СОТА» («Современный танец») Дины Хусейн середины 2010-х, резиденция СТД в Рузе при участии исследователя Кати Ганюшиной и костромского дуэта хореографов «Диалог данс», лаборатория Конниковой в Боярских палатах и «Электротеатре», сообщество Лаборатории современного танца Вагановской академии и петербургской студии «Сдвиг» — все эти проекты принципиально и даже в чем-то болезненно стремятся к тому самому разламыванию иерархий. «То, как сделано искусство, часто не менее важно, чем сам предмет искусства», — замечает Козонина. Она говорит о том, что подключение к сообществу происходит только через практику, и о том, что длительность и интенсивность этой практики важнее ее успешности.