От банки и камка до тепловизионных прицелов. Тюнинг оружия в зоне СВО
Бойцы в зоне СВО с тюнингованными АК-12. У бойца слева на автомат установлен приклад DLG TACTICAL, магазин на 60 патронов PUFGUN (можно сказать хит на фронте). Штатный ПБС для АК-12 существует, но тут мы как раз видим гражданскую «банку». Источник: Телеграм-канал «Уголок Ситха»
Если мы говорим про оружейный тюнинг как про внесение изменений в стрелковое оружие заводской конфигурации с целью повысить его эффективность, сделать более удобным в использовании, то такое явление существовало, наверное, столько же, сколько существовало самое оружие в «заводской конфигурации». Ведь всегда хочется получше, поудобнее и для себя, и неважно о чём речь: автомобиле, кресле или автомате. Понятное дело, о подгонке деталей, так называемом «напилинге» уже в частях говорить смысла нет, это вещи, которые внешне абсолютно незаметны, нас интересует внешний тюнинг.
Оружейный тюнинг времён Второй мировой. На пистолеты-пулемёты системы Томпсона, начиная с модели М1928А1, ставилось переднее цевьё, а не рукоятка. Но многие бойцы возвращали с помощью подручных средств на автомат именно рукоятку. Тут два бойца КМП США «приколхозили» самодельные рукоятки на цевьё пистолетов пулемётов моделей М1928А1 и М1.
Существовал оружейный тюнинг и в воюющей Советской Армии, уж в позднесоветский период точно. Как пример, бойцы, которым по штату не полагался гранатомёт ГП-25, охотно могли «экспроприировать» где-то затыльник из комплекта принадлежностей гранатомёта и установить на приклад. «Галоша» приятно снижала чувствительность отдачи автоматов системы Калашникова.
Уже более привычный нам сейчас оружейный тюнинг существует в различных российских силовых структурах не первый год и даже не первый десяток лет. Все наверняка хоть раз видели фотографии бойцов как минимум ЦСН ФСБ с тюнингованным оружием. В 2014 году в ходе событий в Крыму, люди интересующиеся смогли увидеть, что оружейный тюнинг не обошёл стороной и подразделения армейского спецназа.
Что и как тюнюнгуют сейчас, и главное – что это: насущная необходимость или дань оружейной моде?
Исламскому фундаменталисту доходчиво объясняют, что убивать людей по религиозному признаку нехорошо. Гражданская война в Таджикистане. На фото мы видим пример довольно распространённого позднесоветского/раннероссийского полевого оружейного тюнинга. В штатном магазине к автомату вырезалось «окно», которое позволяло визуально контролировать количество оставшихся патронов.
Если поговорить с бойцами и гуманитарщиками, регулярно посещающими ЛБС, то самый массовый и востребованный тюнинг – это «банка» и «камок».
Начнём с последнего.
По сути это просто нанесение на оружие подобия камуфляжа, или просто перекрашивание всего оружия или его частей в цвет, отличный от штатного покрытия. Иногда применяются различные маскирующие самоклеящиеся ленты.
В СССР вопросом заметности для противника индивидуального стрелкового орудия простого мотострелка не интересовались, от слова совсем. Важнее было насытить армию современным стрелковым орудием как можно быстрее и дешевле. Потому советское стрелковое оружие блещет яркими частями из полиоксибензилметиленгликольангидрида, лакированным деревом и т. д.
Исправляется это довольно просто – пара баллончиков с краской из любого автомага или строительного, которые стоят не сильно дороже банки тонизирующей газировки с сахаром, кофеином и таурином, трафарет – хоть из листика, сорванного с дерева, 10 минут, и вот вам автомат или пулемёт в камуфляже.
Да, существуют специализированные оружейные краски, хорошо противостоящие внешним физическим и температурным воздействиям, заводские трафареты для наненсения камцфляжа и даже мастерские, которые предлагают такие услуги, но мы говорим о вещах массовых и тех, что доступны практически любому бойцу.
Владимир Владимирович с офицерами Группы «А», Гудермес, 2011 год. Из тюнинга присутствуют прицелы Aimpoint и EOTech, приклад от «Завода специзделий», петли для магазинов Magpul, ЛЦУ AN/PEQ-2 и т. д.
С «банкой» всё немного сложнее.
Под этим более чем гражданским термином скрываются армейские ПБС (приборы бесшумной стрельбы) или гораздо чаще ДТК (дульный тормоз компенсатор) закрытого типа. Вторые юридически не относятся к ПБС и ПББС (приборы бесшумной и беспламенной стрельбы), хотя де-факто выполняют такую же роль.
Именно то, что они абсолютно легальны для гражданского оборота, обеспечило их большое распространение и дешевизну. Контор, которые выпускают гражданские «банки», вполне подходящие для армейского оружия, а иногда специально для него и изготавливаемые, несчётное количество. Доходит до того, что отечественный рынок оружейного тюнинга на запросы военных и правоохранителей реагирует быстрее, чем профильные ведомства.
Когда в войска начали поступать новейшие автоматы АК-12, многие жаловались, что штатный ПББС на этот автомат никто в частях в глаза не видел, а те, кому таки приходилось им пользоваться, жаловались на неудобное крепление. Отечественным частным мастерам-оружейникам понадобилось всего несколько месяцев, чтобы выпустить на рынок гражданскую «банку» своей конструкции для АК-12…
«Поверженный самец уходит», Крым, 2014 год. На автомате бойца установлен прицел EOTech, приклад Magpul и т. д.
Дальше идут различные «обвесы» на штатное армейское стрелковое оружие – автоматы, пулемёты и снайперские винтовки. Тут, в общем-то, армия сама задала тренд, если можно так выразиться. Ещё до СВО в войска пошли комплекты модернизации для автоматов АК-74 и АК-74М – КМ-АК. Помимо этого, различных «обвесов» и их производителей существует огромное количество, в том числе и отечественных, как, например, знаменитая «Зенитка». Так что тут есть из чего выбрать.
Если раньше про сомнительную эргономику АК не кричал только ленивый, и этот момент был действительно проблемой, то теперь этот вопрос можно практически полностью свести на нет различными «обвесами», что бойцы на фронте успешно и демонстрируют.
Пример самого дешёвого и при этом массового оружейного тюнинга в зоне СВО – нанесение «камуфляжа» на стрелковое оружие бойцов. Кстати, котики сейчас активно помогают бороться с новой напастью в зоне СВО – неимоверно расплодившимися мышами, но это, как водится, совсем другая история.
Ну а из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – прицелы. До появления АК-74М автомат с возможностью установки прицела был отдельной моделью со своим индексом. Собственно, АК-74М стал вехой, так как каждый боец получал возможность поставить на свой автомат оптику.
Но это только в теории, так как крепление было довольно специфическим – крепление типа «ласточкин хвост» сбоку ствольной коробки, да и армейские прицелы, которые можно было бы поставить на тот же автомат, многие бойцы в глаза не видели, хотя тот же ПСО-1 на АК и РПК ставили ещё в Афганистане. Тут «обвес» меняет всё. Любой автомат/пулемёт можно превращать в стрелковый комплекс, который может решать широкий спектр задач в любое время суток и в любую погоду.
Одним из хитов можно назвать коллиматорный прицел от фирмы Holosun. Есть и дешевле, но они не удовлетворяют военных по характеристикам надёжности. Есть, естественно, и дороже, верхней ценовой планки, наверное, практически не существует. И здесь венцом является тепловизионный прицел. Сейчас мы вообще, можно сказать, наблюдаем войну дронов и тепловизоров.
Тема вполне самостоятельная и достойная отдельно публикации – тюнинг снайперского оружия. Тут практически всегда тюнинг, особенно прицелы, стоит дороже собственно тюнингуемого оружия.
Так почему именно сейчас и в таких масштабах?
Ну, как водится, сложилось несколько факторов.
Первый и, наверное, основной – это масштаб самого конфликта. Ничего подобного в современной истории России не было.
Второе – уже имелась база для подобного явления. Это и огромное количество производителей оружейного тюнинга, и имевшееся в России тогда ещё не очень массовое сообщество «тактикульщиков» и стрелков спортсменов «практиков», плюс тюнинг оружия для некоторых силовых структур стал нормой уже давно.
Ну и финансовые возможности. Тут и вполне приличное денежное довольствие, не всегда и не везде, но всё же, и волонтёрское движение, как никогда активно (тут, наверное, по масштабам и охвату можно сравнивать только с Великой Отечественной войной) помогающее бойцам на фронте.
И всё это, попав в один котёл, породило такое явление как оружейный тюнинг на фронте.
Хорошо ли это? Однозначно да.
Это увеличивает и возводит на новый уровень возможности оружия, зачастую довольно ограниченные по ряду причин (эргономика, устаревшие прицельные приспособления и т. д.).
Есть ли тут элемент армейской моды и фронтового флёра? Тоже часто да.
Все наверняка видели фото бойцов из подразделений, которые вряд ли когда сойдутся в прямом огневом контакте с противником (операторы дронов, артиллеристы и т. д.), но активно щеголяющие «банками», камо и обвесами.
Да и тюнинг ещё надо уметь грамотно применять и понимать, для чего он нужен. Той же «банкой» ещё надо уметь пользоваться, ведь при интенсивной стрельбе она может раскалиться настолько, что будет в буквальном смысле светиться, демаскируя бойца.
Два АК-74 наших бойцов в зоне СВО в «тяжёлом» тюнинге, в основном от отечественной «Зенитки». И котик. Кстати, интересный момент, оба автомата с новыми магазинами от Ижмаша, которые пошли в войска вместе с АК-12. И если сам автомат, уже ясно, что попал в войска откровенно сырым и заслужил неоднозначные отзывы, то магазин нового образца стал настоящим хитом среди бойцов.
Почему это явление появилось не благодаря, а вопреки, и почему те же армейские комплекты модернизации не стали явлением реально массовым в войсках – вопрос во многом риторический и для другой публикации.
Перейти к источнику