Надгробие Антонио Кановы встало на вечное «техобслуживание» — The Art Newspaper Russia
И с этим связана первая из проблем, с которыми пришлось столкнуться Джаннелли. Каррарский мрамор особенно подвержен разрушающему воздействию содержащихся в воде солей, которые поднимаются под действием капиллярного эффекта из почвы под каменными плитами, на которых стоит надгробие. Кристаллизуясь при высыхании, соли разрушают мрамор, так что для их выведения понадобилось 13 раз подряд накладывать компрессы деионизированной воды.
Вторая трудность заключалась в том, чтобы устранить последствия предыдущей реставрации, когда акриловую смолу нанесли в слишком высокой концентрации, из-за чего мрамор не мог «дышать», начал набухать и трескаться. Реставраторам пришлось растворять не только слой акрила, но и слой воска. Третьей проблемой были желтые пятна на основании памятника, возникшие из-за ржавчины, которой покрылись железные скобы. Их заменили на скобы из нержавеющей стали, для чего основу пришлось частично демонтировать.
Кроме того, загадочным образом на поверхности некоторых статуй время от времени выступала влага. Только в прошлом году обнаружили, что две забитые водосточные трубы, которые должны были выводить дождевую воду из желобов на крыше в трубопроводы, связанные с каналом, направляют ее прямиком в кирпичную кладку церкви.
По словам Джаннелли, отсутствие культуры технического обслуживания наносит большой урон наследию Италии. Он вспоминает конференцию 1975 года, посвященную реставрации скульптуры на открытом воздухе, на которой великий теоретик реставрации Чезаре Бранди сказал, что каждый проект необходимо дополнять пятилетним планом технического обслуживания, но его слова тогда проигнорировали. Джаннелли приводит в пример мраморные скульптуры на фасаде собора Сан-Марко, над которыми они работают сейчас: в последний раз на этих объектах реставрационно-консервационные работы проводились 36 лет назад.